ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ → Статьи

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

    Жак Т.Т., страший преподаватель кафедры психологии

    Психологическое консультирование — это область практи-ческой психологии, в которой посредством различных процедур реша ются проблемы психически здорового человека, связанные с та кими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

    Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как от дельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

    Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции “личность – личность”.

    Цель этого взаимодействия – помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

    Психологическое консультирование – это непосредственная рабо та с людьми, через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы – оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.

    Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения:

    - помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмотрению;

    - возможность обучения новому, более адаптивному и адекватному типу поведения;

    - влияние на развитие личности клиента;

    - развитие у клиента ответственности и способности прини мать адекватные ситуациям решения, а также создание благо приятных условий для возникновения у клиента этих качеств личности;

    - ориентация на положения клиент-центрированной терапии, соз дателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс. Главные из них:

    - безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уваже ние;

    - способность личности быть ответственной за себя;

    - право каждой личности на свои собственные ценности и принятие своих собственных решений.

    В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых опре деляет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности:

    а) психоаналитическое, цели которого:

    - перевод сознания того материала, который посредством раз-личных защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного;

    - воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;

    - реконструкция базисной личности;

    б) адлерианское, выдвигающее следующие цели:

    - определение и трансформация жизненных целей клиента;

    - формирование социально значимых целей;

    - коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чув ства неполноценности и чувства превосходства через формиро-вание у клиента чувства равенства с окружающими людьми;

    в) бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как:

    - исправление неадекватного поведения;

    - формирование эффективных паттернов через научение;

    г) рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдви-гающая следующие цели:

    - нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рациональ ного и более толерантного подхода;

    - обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоцио нального характера;

    д) клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая сле дующие цели:

    - создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту;

    - развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;

    - развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;

    е) экзистенциальная терапия ставит следующие цели консуль-тирования :

    - помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей сво боды;

    - изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использованию им своей свободы;

    - выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом.

    Задачи в психологическом консультировании:

    - эмоциональная поддержка со стороны психолога и искреннее внимание к переживаниям клиента;

    - расширение сознания и повышение психологической компетентности;

    - изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

    - повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, раз витие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

    - развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

    - развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

    - повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

    - развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени вать черты и качества своей личности;

    - развитие умения творчески осваивать действительность;

    - развитие межличностных и коммуникативных способностей кли ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж-личностных отношений.

    Основные принципы психологического консультирования:

    - безоценочность и доброжелательность;

    - ориентация на систему ценностей клиента;

    - осторожность с советами;

    - анонимность;

    - разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

    - активная позиция клиента.

    Безоценочностьконсультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отноше ние к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, цен ностям и установкам.

    Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоци-альным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и т. п.), которые тот намеревается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а об суждать такого рода поступки с клиентом, анализируя меха низмы и скрытые причины таких намерений.

    Доброжелательностьконсультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:

    - умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

    - оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку.

    Ориентация на систему ценностей клиентаозначает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздействием коррекция системы норм и ценностей клиента возмож ны только в том случае, если сам клиент осознает их ненадеж ность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиен ту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.

    Принцип осторожности с советамиконсультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полно стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консуль тантом совета последний рискует быть отвергнутым как про фессионал, так как его совет “не помог” клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои: внутренние мотивации на же лание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

    Анонимность и конфиденциальностьозначает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеан сов психологического консультирования), не должна разгла шаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консуль-тант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повре дить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например:

    - персональные данные клиента;

    - его адрес;

    - диагнозы, поставленные другими специалистами или самим кон сультантом;

    - специфика проблем и жалоб этого клиента;

    - его личностные особенности и т. п.

    Исключениемиз этого правила являются ситуации, когда кли ент намерен совершить или уже совершил какие-либо проти-воправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с кли ентом все свои полномочия и обязанности с юридической и мо ральной точек зрения и определить меру ответственности ка ждого из участников консультационного процесса.

    Разграничение личных и профессиональных сторонв простран стве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протя жении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (друже ские, сексуальные и т. п.). Также консультанту не рекомендует ся консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъ ективным в понимании проблемы “клиента”, из-за того что у консультанта может быть свой взгляд на существующую про блему, то есть он уже не может сохранить некритичную пози цию по отношению к клиенту.

    Принцип активности позиции клиентабазируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию кон сультанта и клиента в позициях “личность – личность”. Это оз начает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает:

    - заинтересованность в беседе;

    - желание понять и проанализировать полученную информа-цию;

    - постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физи ческого состояния;

    - стремление клиента к осознанию своих внутриличностных про блем и конфликтов и т. п.

    Поощрение активной позиции клиента в пространстве консуль тирования имеет следующие терапевтические основания:

    - помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента;

    - создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще;

    - способствует формированию у клиента активной жизненной пози ции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

    Литература:

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.

    2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Пи тер, 2002.

    3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.

    4. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского пси холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003.

    5. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: ЗАО “Издательство “Питер”, 1999.

    6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

    7. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. чл.-корр. РАО АА. Реана. СПб.: “Прайм-Еврознак”, 2003.

    8. Психотерапия: Учеб. для вузов / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. СПб.: Питер, 2003.

    9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998.

    10. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для выс шей школы. М.: Академический проект, 2003.

    11. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. СПб.: Сова; М.: Экс-мо, 2002

    Просмотров: 12207



Новости предприятия:

Мариупольский институт МАУП проводит набор студентов
29 Декабря, 2009

Мариупольский институт МАУП проводит в 2009 г. набор студентов на дневное, дистанционное и заочное...

Межрегиональная Академия управления персоналом отпраздновала своё двадцатилетие
29 Декабря, 2009

В эти дни Межрегиональная Академия управления персоналом – самое большое негосударственное высшее ...


Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Сделай правильный выбор!