Зубков В.П., старший преподаватель кафедры правоведения
Прокуратура Украины – это самостоятельный централизован-ный орган государственной власти, который действует в системе правоохранительных органов и является составной частью этой системы. Прокуратура не подчинена ни законодательной, исполнительной или судебной власти, поскольку её деятельность не зависит от какой – либо ветви власти, которые сформированы в государстве в соответствии с Конституцией Украины 1996 года.
Провозгласив независимость, Верховная Рада Украины 5 ноября 1991 года одной из первых приняла Закон Украины «О прокуратуре», который вступил в силу 1 декабря 1991 года.
Сейчас прокуратура – это многофункциональная государ-ственная структура с четко определенными функциями в различ-ных сферах жизнедеятельности страны, такими как, осуществление надзора за соблюдением и правильным применением законов в Украине.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О прокуратуре», высший надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики Крым, местными Советами народных депутатов, их исполнительными органами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
Основные задачи прокуратуры Украины сформированы в ст. 4 Закона Украины «О прокуратуре». Согласно данной статье деятельность органов прокуратуры направлена на всестороннее утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств:
1) закрепленных Конституцией независимости Украины, общественного и государственного порядка, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований;
2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
3) основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов народных депутатов органов территориального общественного самоуправления.
Необходимо отметить, что задачи прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов, сформулированные в статье 4 Закона Украины «О прокуратуре», носят общий характер – они конкретизируются в рамах отдельных отраслей надзора: надзора за применением и соблюдением законов (ст. 19 Закона); надзора за соблюдением законов органами, производящими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие ( ст. 29 Закона); надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан ( ст. 44 Закона); при поддержании государственного обвинения и представления интересов гражданина или государства в суде (ст. 34 Закона).
В правовом государстве действует принцип верховенства закона, в соответствии с которым общественные отношения рег-ламентируются, прежде всего, актами высшей юридической силы – законами. В связи с этим на прокуратуру возлагается задача надзора за тем, чтобы все другие нормативные и индивидуальные акты органов и должностных лиц, на которые распространяется компетенция прокуроров, соответствовали законам и чтобы, во-вторых, все юридические и физические лица неуклонно соблюдали их.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление право-порядка, т. е. обеспечение такого состояния общественных отноше-ний, которое соответствовало бы действующему законодательству. На утверждение верховенства закона направлена не только надзорная, но и другая деятельность прокуратуры (расследование преступлений, поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах гражданских дел и дел об административных правонарушениях, участие в разработке мер по предупреждению правонарушений, работа по совершенствованию и разъяснению законодательства).
Принятая 28 июня 1996 года Конституция Украины закрепила положения, принципы деятельности, функции прокуратуры в разделе VII (статья 121-123). Так, в соответствии со статьей 121 Консти-VII (статья 121-123). Так, в соответствии со статьей 121 Консти- (статья 121-123). Так, в соответствии со статьей 121 Конституции Украины на прокуратуру возлагаются следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения в суде;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях определенных законом;
3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Но принятый раньше Закон «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года не соответствует конституционным нормам. Так в статье 19 этого закона указаны функции общего надзора, основным предметом которого является:
- соответствие актов, которые принимаются всеми органами, предприятиями, учреждениями должностными лицами, требо-ваниям Конституции Украины и действующим законам;
- соблюдение законов о неприкосновенности личности, соци-ально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, защита их чести, если законом не предусмотрен иной порядок защиты данных прав;
- соблюдение законов, касающихся экономических, межнацио-нальных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешне-экономической деятельности.
Это прямо противоречит нормам Конституции Украины, потому что все законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции Украины.
Прокуратура Украины все-таки продолжает проводить расследование действий, содержащих признаки преступления и осуществлять общий надзор, так как в соответствии с п. 9 раздела ХV (Переходные положения) Конституции Украины, прокуратуре предоставлено право выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, которые регулируют ее функционирование.
Однако, прошло более 9 лет со дня принятия Конституции Украины, а в Украине так и не были созданы специализированные органы, выполнявшие бы эти функции.
Вместо того чтобы провести процесс реформирования системы правоохранительных органов, в соответствие с европейскими стандартами Верховная Рада Украины принимает Закон «О внесе-нии изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года, который гласит, что статья 121 дополняется пунктом 5 следующего содержания:
5) «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами», т. е. подгоняет нормы Конституции под ст. 19 Закона «Прокуратуре».
Украина, принимая этот закон, делает шаг назад в прошлое, когда в советские времена прокуратура была создана как надгосударственный монстр, получивший безграничные полно-мочия контроля за людьми и всеми государственными института-ми, действовавшими в стране, которой был подконтролен лишь партийным органам. К чему это привело, отечественной истории известно.
И как заключение, хотелось бы отметить, что если уж Украина провозгласила курс на интеграцию в Европу, то необходимо привести нормы и стандарты внутренней жизни украинского общества в соответствие с европейскими. Одной из важных составных этого процесса является реформирование деятельности прокуратуры. До сих пор точно не ясно: является ли прокуратура отдельным органом государственной власти или все-таки присутствует ее принадлежность к какой-то из ветвей власти. Это создает угрозу нарушения принципа распределения полномочий и власти. Этот вопрос является очень острым и стоит на повестке дня под номером 1. Этот и другие не менее важные вопросы будут приниматься законодательным органом государственной власти – Верховной Радой Украины. За ней будут окончательный выбор: ничего не менять и оставить все как есть или же избрать путь реформирования.
И, конечно же, очень обидно, что, получив государственную независимость, Украина не смогла избавиться от некоторых самых одиозных черт тоталитарной советской системы, прежде всего, относительно места и функций прокуратуры, и перенесла их в новые общественно-политические времена и условия.
Что касается функции общего надзора, осуществляемой на сегодняшний день прокуратурой, то этот правовой аспект небезосновательно поддан острой критике, как у нас, так и за границей. Перед нами поднимается вопрос: почему Украина до сих пор, если уже прошло более 9 лет, не смогла (по неизвестным нам причинам) создать специализированный орган государственной власти, который бы осуществлял функцию общего надзора и другие функции, относимые к его компетенции. Почему законы Украины, принимаемые высшим законодательным органом государственной власти Украины – Верховной Радой Украины, во многих моментах не соответствуют Основному Закону нашего государства? Почему вместо того, чтобы убрать эти недостатки, которые противоречат Конституции, законодатель вносит поправки, изменения не в эти законы, а в саму Конституцию? И возникает вопрос: может такое положение дел в стране кому-то выгодно?
Но будем надеяться на то, что вновь избранной Верховной Раде Украины хватит мудрости, знаний, интеллекта, опыта и желания, чтобы безошибочно определить место, роль и четкие функции прокуратуры в системе органов государственной власти в Украине, что реально подтвердит неизменность нашего желания стать Европейским правовым государством.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Украины 1996 года.
2. Закон Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями от 15 мая 2003 года.
3. Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины». № 2222 – Ivот 8 декабря 2004 года.
4. Гель А.П., Семаков Г.С., Кондракова С.П. Судові та правоохоронні органи України. – К.: МАУП, 2004. – 272 с.
5. Голос Украины. – 2005. – 15 июня.
6. Дрожжина С.В. Основы правоведения. Донецк:, 2003-328 с.
7. Право Украины. – 2006 № 1.
8. Судебные и правоохранительные органы Украины. Учебное пособие. – 2002.
УДК 349.2
Просмотров: 3629
Мариупольский институт МАУП проводит набор студентов
29 Декабря, 2009
Мариупольский институт МАУП проводит в 2009 г. набор студентов на дневное, дистанционное и заочное...
Межрегиональная Академия управления персоналом отпраздновала своё двадцатилетие
29 Декабря, 2009
В эти дни Межрегиональная Академия управления персоналом – самое большое негосударственное высшее ...
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!