Почему самый почетный приз в большом теннисе называется "Большой шлем"?
Термин «Большой шлем» позаимствован из карточной игры бридж. Выиграть Большой шлем, т. е. победить во всех четырёх турнирах в течение одного сезона, является высшей целью для теннисистов.
Также вам будет интересно: Почему говорят "валять дурака"? Как это?
История возникновения термина восходит к 1933 г., когда австралиец Джек Кроуфорд был близок к цели выиграть все четыре турнира. Он уже победил в трёх турнирах в течение года и вышел в финал Открытого чемпионата США в Нью-Йорке. Джон Киран (John Kieran), который работал спортивным комментатором в газете Нью-Йорк Таймс и был способным карточными игроком, привёл в своей колонке аналогию с Большим шлемом в бридже: «Если Кроуфорд выиграет сегодня у Перри, это будет нечто, всё равно, что выиграть Большой шлем на корте». Кроуфорд в итоге проиграл, но брошенная фраза закрепилась.
И термин «большой шлем» в теннисе на пару лет отошел в тень. Снова он мелькнул в прессе после победы того же Фрэда Перри в открытом чемпионате Франции в 1935 году. До этого англичанин взял верх над всеми своими противниками в Австралии, Англии и США. Однако четыре эти победы, добытые теннисистом впервые не сделали Перри обладателем «большого шлема», так как достигнуты были спортсменом за два сезона, а не за один.
Прошло ещё три года. И вот в 1938 году «Большой шлем» обретает первого своего владельца. Им стал один из самых сильных довоенных игроков в теннис американец Дональд Бадж. Воскресил для читающей публики и любителей тенниса этот, как бы сейчас сказали, виртуальный приз другой журналист «Нью-Йорк Таймс» – Алисон Данциг, личность среди газетчиков легендарная. Он освещал Олимпиады 1932, 1948, 1952 и 1960 годов. Во время второй мировой войны Данциг побывал во многих горячих точках, откуда передавал в свою газету яркие статьи и репортажи. Именно ему теперь многие историки спорта отдают пальму первенства в перенесении термина «большой шлем» на теннисную территорию. Как говорится, дискуссию мы устраивать не будем.
Но заметим для интересующихся, что вообще словосочетание «большой шлем» – Grand Slam – первоначально относилось лишь к популярной карточной игре – бриджу – и буквально переводится как «мощный удар». Толкователи бриджа определяют «большой шлем» как такое положение в игре, при котором противник не может взять старшей картой или козырем ни одной карты партнера.
Любознательным читателям сообщим и такую интересную деталь. Один из известнейших русских писателей начала ХХ века Леонид Андреев написал рассказ «Большой шлем» о карточных игроках, который получил высокую оценку таких корифеев литературы, как Лев Толстой и Максим Горький.
Сами понимаете, что к теннису определение «большой шлем» можно отнести весьма условно и говорит оно только о том, что подобное положение бывает чрезвычайно редко. И действительно, за длительную историю теннисного «Большого шлема» его обладателями становилось считанное количество игроков.