Может ли ковёр быть седым?
Старые ковры живут по триста-четыреста, а то и более лет. Мало того, не только живут, но и хорошеют: с годами тона их цветов становятся мягче, бархатистее, а ворс приобретает серебристый отлив -
благородную седину, которая придает каждому старому ковру особую прелесть. Это свойство натуральных красителей.
Самый старый ковер археологи нашли на Алтае, он был соткан еще в V веке до Р.Х. кочевниками, которые первыми научились ткать плотные тепловые полотна - ковры заменяли им кров и седло. А украшать ковры люди стали только с обретением постоянного места жительства. На Востоке ковер всегда был самой главной вещью в быту: он и кибитка, и ложе, и принадлежность для молитвы, и подарок невесты жениху, и предмет культа, и произведение искусства. Количество и красота ковров в доме свидетельствовало о благосостоянии семьи. Ткали ковры на дому для личного пользования или в подарок. Только в III веке нашей эры в мастерских и мануфактурах Персии и Малой Азии началось производство ковров на продажу.
Также вам будет интересно: Когда впервые была сказана фраза "Гитлер капут"?
В средневековой Европе ковер представлял собой неотъемлемую принадлежность церкви и короля. В соборах коврами завешивали стены, их стелили перед алтарем. При Бурбонах никто не смел ступить на ковер без разрешения короля, и Людовиг XIII, семилетним принце принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступал на ковер . О королевском величии свидетельствовали и затканные в ковер символы власти. На протяжении истории они менялись, а "устаревшие" ковры попросту уничтожались. В 1065 году в Лувре открылась первая ковровая мастерская, - иллюстратор священных книг Пьер Дюпон начал изготавливать ковры на "турецкий манер", разумеется, исключительно для короля. Известно, что только для Людовика XIV было связано девяносто два ковра . Лишь с падением Бурбонов ковры стали доступны простым смертным.
В 1839 году стали ткать ковры на жаккардовых машинах, что резко снизило их качество и художественную ценность. Ковры ручной работы стали предметом коллекционирования и сильно выросли в цене. Повышенный спрос на рукотворные ковры привел к плачевным результатам, - их стали ткать исключительно на продажу, причем в огромном количестве, но собиратели упорно искали старинные ковры , с которыми "новодел" не шел ни в какое сравнение. И в начале XIX века рынок наводнили имитации старинных восточных ковров . Предприимчивые фальсификаторы принялись наводить на новые ковры благородную седину , травить краски кислотой и щелочью, натирать ворс кофейной гущей, палить и даже закапывать в землю, конечно, ненадолго. И все для того, чтобы подороже их продать, - ведь, чем старше ковер , тем выше его цена.
Почти за 2,5 миллиона долларов в Лондоне, на аукционе Кристи, ушел с молотка персидский тебриз, сотканный в XVI веке в эпоху правления Сефевидов, - до нашего времени дошли считанные ковры этого времени. Шелковый килим той же эпохи обошелся новому владельцу в 1,4 млн. Европейские ковры намного дешевле восточный, но все равно цены впечатляют - английский шелковый ковер , сотканный в 1600 году, был продан за 680 тыс. долларов.
В восточной и западной культурах ковер - символ стабильности семейного очага, фамильная ценность и, к тому же, яркий показатель вкуса и достатка своих владельцев. Действительно, ковер - одна из немногих вещей, которые все еще покупаются "на всю жизнь". Ковры обладают массой удивительных свойств: они способны радикально изменить надоевший интерьер, создать уют в пустом и необжитом доме, придать индивидуальность безликому офису.