В какой стране впервые на вооружении были приняты ракеты с ядерными боезарядами? Расскажите история военного атома.
Подчеркиваю -
США:
Штатная модель МБР, получившая наименование "Atlas-D" (SM-65), встала на боевое дежурство в сентябре 1959 года.
Также вам будет интересно: За счет чего, спутники, находящиеся на геостационарной орбите, двигаются вокруг земли?
МБР "Atlas-D" (SM-65) предназначалась для доставки термоядерной моноблочной головной части (ГЧ) массой (в перспективе) около 1,5т на дальность до 14000 км. Стартовая масса первой модели МБР "Atlas-D", вставшей на боевое дежурство, составляла 118.6т при длине 22,1м и диаметре 3,05м.
.
История создания МБР семейства "Atlas" прослеживается с послевоенного периода, когда в 1946 году ВВС Армии США подписали с корпорацией "Consolidated Vultee Aircraft" (позднее названной "Convair") контракт на создание экспериментальной одноступенчатой ракеты MX-774 для отработки технологий перспективных МБР с дальностью действия до 9300км. Основное внимание уделялось вопросам отработки двигательной установки, системам управления и наведения, аэродинамике, траектории полета и отделяющейся ГЧ. Несмотря на кропотливую работу, все 3 проведенных в 1948-м году испытания новой ракеты окончились неудачами, преимущественно из-за проблем с двигательной установкой. Тем не менее, испытания подтвердили принципиальную работоспособность большинства систем ракеты. Успешно зарекомендовавшие себя элементы ракеты MX-774 нашли свое применение в проекте MX-1593, в 1951 году получившем название "Atlas". К 1955 году фирма "Convair" подготовила проект МБР, имевшей дальность 8800 км при забрасываемой массе в 3,2 т. Однако при этом новая ракета должна была иметь впечатляющие габариты и массу – длину 32 м, диаметр 3,6 м и массу 297 т. Техническая сложность создания подобных ударных средств ставила под сомнение возможность их успешной разработки в заданные сроки с разумным уровнем затрат. Проблема разрешилась со временем благодаря прогрессу в создании компактных термоядерных зарядов большой удельной мощности, что позволило уменьшить массу ГЧ, а, следовательно, и массу МБР в целом.
Производство узлов новой МБР началось в 1955 году на заводе фирмы "Convair" в г. Сан-Диего (Калифорния). Темп работ был высоким – уже летом 1956 года началась стендовая отработка двигательной установки. Первый старт прототипа новой МБР, получившего название "Atlas-A", состоялся с авиабазы Патрик (Флорида) в июне 1957 года и был неудачным. Ракеты в этом варианте оснащались макетами стартовых и рулевых ЖРД, неотделяющимся макетом ГЧ и большим количеством контрольно-регистрирующей аппаратуры. Дальность полета не превышала 960 км. Из восьми пусков удачными были только два.
Следующий вариант ракеты получил наименование "Atlas-B". Силовая установка этой МБР уже была полностью укомплектована двигателями, а головная часть представляла собой отделяемый прототип моноблочной термоядерной головной боевой части Mk2, которая была построена с использованием принципа «теплоотвода» и выполнена на основе специальных сплавов и керамик с высокой температурой плавления. Этот вариант МБР в 1958-1959 годах применялся для комплексных испытаний системы в целом, в том числе и для контрольных стрельб на расчетную дальность. Кроме этого, эта ракета применялась и для вывода полезного груза на орбиту ИСЗ (первый старт в таком качестве – декабрь 1958 года).
Уже с декабря того же 1958 года начались запуски третьего варианта ракеты – "Atlas-C", которая являлась предсерийным вариантом и использовалась для квалификационных испытаний всей системы оружия.