Знаете ли вы, ребята, что до XV века постоянных мостов в Москве не строили? Все мосты в то время были «живыми», сооруженными из бревен и плотов: зимой или в случае угрозы нападения они разбирались.
Первый каменный мост в столице был построен в 1516 году через реку Неглинку, напротив Троицких ворот Кремля. Охраняла въезд на этот мост Кутафья башня. И мост, и башню вы можете увидеть, если пойдете на экскурсию в Кремль — они здравствуют и поныне.
Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века
А первый каменный мост через Москву-реку сооружен в 1692 году. Он назывался Всехсвятским и стал предшественником современного Большого Каменного моста. В XVIII веке был построен Кузнецкий мост через Неглинку. Когда реку заключили в трубы, мост стал не нужен и ушел под землю. Сейчас его именем называется старинная улица — Кузнецкий мост (остатки моста были найдены несколько лет назад при ремонтных работах). Может быть, когда-нибудь его «поднимут» и превратят в музей?
В 1762 году в городе было 32 моста (в том числе 4 каменных), а в начале ХХ века их насчитывалось 44 (16 металлических, 9 каменных, 18 деревянных и 1 железобетонный). Практически все современные мосты построены в Москве после 1935 года — они заменили устаревшие. Сейчас в столице более 150 мостов, из которых 40 — через Москву-реку. Кроме того, через железные дороги и шоссе сооружены путепроводы, некоторые из них не имеют названия, но исправно служат городу.
Первые каменные мосты возникли в Москве со строительством нынешних кремлевских стен, на рубеже XV - XVI веков.Кремль в те годы равнялся Москве, был собственно городом, а мосты соотносились с городскими воротами. Трое ворот смотрели на Красную площадь, двое - на сторону Неглинной и одни - на сторону Москвы-реки. Мосты на Красной площади были перекинуты через ров, соединявший Москву-реку и Неглинную и превращавший Кремль в остров.
От тех времен сохранился лишь Троицкий мост через Неглинную, притом что сама Неглинная спрятана под землю. Тринадцатипролетный Троицкий мост — ныне главный пешеходный путь в Кремль и из Кремля — датируется 1516 годом.Конечно, он неоднократно перестраивался, особенно радикально в 1901 году. Изначально мост состоял из одних наружных стен, на которые без поддержки сводов был положен настил. Своды появились только в XVIII веке. Ныне пролеты моста, кроме одного, заложены, что обедняет его облик. На арбатской, занеглинской стороне моста сохранилась знаменитая Кутафья башня — предмостное укрепление, отводная стрельница, которая должна считаться частью моста.
Такие же предмостные башни существовали у Константино-Еленинских ворот на Васильевском спуске (ныне полузасыпаны) и у Тайницких на стороне Москвы-реки. В последнем случае мост перешагивал не через реку (на это не решились даже итальянские инженеры Ивана III и Василия III), а через вторую, несохранившуюся линию стен.