О русской национальной обуви - валенках? Когда и почему появились? И русская ли это традиция?
Сергей Есенин, приехав зимой 1912 года в Петербург, нашел там холодный прием. Крестьянский самородок, вызывавший восхищение в Москве не только стихами, но и всем своим обликом человека из народа, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Другая поэтесса, Ирина Одоевцева, так описывала этот эпизод: «Как-то, на каком-то чопорном приеме, Гиппиус, наставив лорнет на его валенки, громко одобрила их: "Какие на вас интересные гетры!". Все присутствующие покатились со смеха».
Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно было... Ведь я был доверчив, наивен...»
Также вам будет интересно: Стратостат и дирижабль - это по сути и предназначению почти одно и то же или нет?
Судя по свидетельству современницы, в сыром и промозглом Петербурге Есенин ходил в валенках с галошами. Вот почему известная своими экстравагантными нарядами горожанка Гиппиус и назвала валенки не сапогами, как именовали всякую мужскую обувь в Петербурге, а гетрами, которые по сути дела были узкими голенищами из сукна, фетра или кожи, их верхняя часть обычно не была видна из-под штанов. Гетры воспринимали как интимную часть туалета. Вот почему язвительное замечание петербургской дамы действительно было обидным. Широкие голенища валенок не позволяли натянуть сверху брюки - их заправляли внутрь. Для занятий спортом, входившим в моду в начале XX века, обычно пользовались кожаными гетрами с ремешками, которые чаще называли крагами.
Валенки (валенцы, валеники, волнушечки, выходки, сапоги валяные, пимы) - обувь для русских сравнительно молодая.
Обувь из шерстяного войлока появилась в Сибири в середине XVIII века, а в Европейской части России - в начале XIX века, и благодаря суровости российского климата очень быстро и широко распространилась среди разных сословий.
Собственно,
материал для изготовления теплой обуви был известен на Руси еще раньше - знаменитый русский историк Н.М. Карамзин упоминает войлок среди вещей, которыми пользовались
еще во времена князя Святослава. Сказывалось соседство и постоянные контакты с тюркскими народами, для которых валяние из шерсти было обычным и чуть ли не единственным занятием. Они использовали войлок как строительный материал, обтягивали им свои жилища, покрывали войлочными коврами полы.
Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой (скроенной) и имела хотя бы один шов. А валенки тем и хороши, что «катали» их целиком, на специальной колодке, доводя их до нужного размера неоднократно распаривая и выбивая. Этим можно объяснить, что валенки, в современном понимании этого слова, появились много позже, чем материал, из которого их делали.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. Сначала нужно свалять шерсть, прилагая к этому немало усилий. Способ валяния остался таким же, как и в глубокой древности: кипяток, удушливые пары, необходимость «сбивать» шерсть в единую массу сначала на столе, а потом и на колодке нужного размера.
Простые валенки «катали» - отсюда второе название «катанки» - из овечьей шерсти естественных цветов (черной, серой, белой). Для валенок «пофасонистей» брали мягкую козью шерсть.
Производство валенок всегда носило кустарный характер, потому что успехи цивилизации не могли избавить мастеров от обилия ручного труда. Какие-то валенки следовало натирать пемзой, чтобы убрать лишний волос и придать им большую плотность, а другие слегка ворсили, делая их пушистыми и мягкими на ощупь.
Войлок мало намокает, но все же нуждается в защите от влаги, и поэтому валенки носили с галошами. Конечно, в XVIII и XIX веках галоши были кожаными, а с появлением нового материала, уже в ХХ столетии - резиновыми. В крестьянском быту для «защиты» довольно дорогих валенок пользовались лаптями.
Валенки оказались истинно народной обувью. И дело не только в том, что их можно было заказать из домашней шерсти у своего деревенского мастера, что было много дешевле, чем покупать городскую фабричную обувь. Длинная снежная зима без валенок просто невозможна.