Катапульти́руемое кр́есло (катапу́льта) - — устройство, предназначенное для спасения пилота или других членов экипажа из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Катапультируемое кресло вместе с пилотом выстреливается из аварийного летательного аппарата (обычно, при помощи реактивного двигателя — как, например, на К-36ДМ или порохового заряда — как на КМ-1М, сжатого воздуха — как на самолете Су-26). Затем пилот отделяется от кресла и опускается на парашюте. Иногда применяются катапультируемые кабины, опускающиеся на парашютах вместе с находящимися внутри членами экипажа.
Катапультируемые кресла используются, в основном, на военных самолётах и спортивных (например, Су-26).
Ирландский инженер Джеймс Мартин прославился как изобретатель в области разработки средств безопасности. Он разрабатывал в основном для военных самолетов. В 1921 г. Мартин основывает компанию по выпуску легких монопланов. В период второй мировой войны изобретатель работал над безопасностью американских пилотов. Мартин разработал истребитель с особой системой безопасности, которая отсреливала колпак пилотской кабины и этим самым давала возможность пилоту быстро покинуть самолет при его загорании. После войны Мартин разрабатывал средства безопасности уже для скоростных самолетов. Он изобрел кресло-катапульту. Принцип изобретения заключалось в следующем: - пилот нажимал особую рукоятку, распологавшеюся над его головой. - мощное пружинное устройство выбрасывало его вместе с креслом из кабины. - уже за бортом самолета кресло выпускало мини-парашют, который тормозил падение. - После этого раскрывался большой парашют и пилот отстегивался от кресла. - пилот совершает мягкую посадку. Если же он попадет в воду - автоматически надуется спасательный круг. Начиная с 50-х годов кресла-катапульты Мартина или же их модернизации устанавливаются на всех реактивных итребителях.
В России разработкой катапультных кресел занимаются конструкторские бюро в городе Киров, а также в посёлке Томилино (НПП «Звезда»). В Великобритании — Мартин-Бейкер.