В каких странах существовала и в чем заключалась конно-уртонная повинность?
Уртонная почта Монголии зародилась в XIII веке. Она представляла собой сравнительно широкую сеть дорог с конно-уртонными станциями. В XIV—XVII веках уртонная почтовая служба из-за междоусобиц монгольских феодалов постепенно сокращала свою деятельность и затем была ликвидирована. В XVIII веке снова возродилась уртонная почта с многочисленными станциями. Уртонная повинность для аратов (трудящихся Монголии) была самой тяжелой повинностью из всех других. Они обязаны были бесплатно предоставлять лошадей, снабжать продовольствием чиновников, нести почтово-транспортную службу.
Лишь в октябре 1949 г. были созданы экономические условия для упразднения многовековой конно-уртонной повинности. Уртонная почта перестала существовать. В 13 веке Чингис-хан объединил разрозненные монгольские племена и создал сильное монгольское государство, которое делало грабительские набеги сначала на своих соседей, а затем на многие страны Азии и Европы. В 1207 году старший сын Чингис-хана Джучи вторгся на территорию нынешней Тувы, уничтожив существовавшую там федерацию древнехакасских государств. Для поддержания связи на огромных пространствах завоеванных государств монголы организовали регулярную почтовую службу – почтовую гоньбу, которая служила, в основном, для передачи распоряжений и сообщений монгольских ханов. Эта почта носила название уртонной почты, а почтовые станции – уртонов. Ханская грамота или пайцза на право пользования уртонными лошадьми была золотая, серебряная, бронзовая или чугунная инкрустированная серебром пластинка, а иногда даже деревянная дощечка, в зависимости от знатности гонца и важности доставляемых им известий, обычно с изображением летящего сокола и надписью «встречающие», «срочные» и т.п. Русский путешественник и исследователь Тувы и Монголии Г.Е.Грумм-Гржимайло пишет, что «…содержание монгольской уртонной почты тяжелым бременем ложилось на местное население, которое почта не обслуживала. В дальнейшем это составило самую тяжелую из натуральных повинностей, так как станциями пользовались не только ханские послы, но и вообще чиновные особы и даже купцы. И в 1251-1252 годах были изданы три следующих указа Мункэ-хана: 1. Главные комиссары не должны брать из почтовых животных более 14 голов (от уртона до уртона) и тем паче забирать дорогой скот частных лиц. 2. Чиновники не должны останавливаться в тех городах и селениях, где у них нет прямого дела, и требовать себе содержания свыше положенного. 3. Данное купцам в прежнее время разрешение пользоваться для своих переездов по Монголии почтовыми лошадьми отменяется. Торговцы ездят по стране ради собственной наживы; пусть же заводят для сего и собственных животных». http://post.shude.ru/histtuva_about.html...