Что за символ; когда и где появился; что означал в разные времена?
Уроборос — архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э. Нойманна (Neumann E. „Die Grosse Mutter“, Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое — служащее началом человеческой индивидуальности — единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда „Я“ погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт.
Уробо́рос, ороборос (от греч. ουρά, «хвост» и греч. βορά, «еда, пища»), букв. «пожирающий [свой] хвост» — мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Также было распространено его изображение не в виде кольца, но в виде «восьмерки». Алхимический символ.
Также вам будет интересно: Почему снег скрипит под подошвами при морозе, а в откосительно теплую погоду нет?
История символа
Честь изобретения уробороса традиционно приписывается египтянам эпохи Среднего Царства, хотя в Китае обнаружены сходные артефакты, датированные третьим тысячелетием до н. э. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.
В индуистских мифах фигурирует змей, обвивающий в кольцо черепаху, на спине которой стоят четыре слона и держат на себе мир. В скандинавской мифологии форму уробороса принимает гигантский мировой змей Ёрмунганд, когда он обвивает Землю в кольцо, кусая себя за хвост. Образ уробороса был распространен также в ацтекской, индейской и китайской мифологии.
Христиане рассматривали уроборос в качестве символа конечности и бренности подлунного существования, которое в конечном счете поглощает самое себя. В настоящее время, это один из основных символов Унитарианской церкви Трансильвании. Для сатанистов же уроборос — это один из атрибутов Зверя (Левиафана).
Средневековые алхимики восприняли уроборос в качестве очистительного амулета. В александрийской рукописи Клеопатровой Хризопеи (2 в. н. э.) черно-белый уроборос обвивает слова «все в одном». Монохромность изображения, по-видимому, отражала дуалистические взгляды гностиков на природу космоса.
Знаменитый английский алхимик и эссеист сэр Томас Браун (1605-82), перечисляя тех, кто умер в день рождения, изумлялся тому, что первый день жизни столь часто совпадает с последним и что «хвост змеи возвращается к ней в пасть равно в то же время».
Немецкий химик Фридрих Август Кекуле (1829-96) утверждал, что приснившееся ему кольцо в форме уробороса натолкнуло его на открытие циклической формулы бензола.
Карл Юнг называет уроборос базовой мандалой алхимии, одним из основных архетипов и символом бессмертия, увязывая его с диалектикой сознательного и бессознательного в душе человека.
Печать Международного теософического общества, основанного Еленой Блаватской, имеет форму увенчанного короной уробороса, внутри которого расположены другие мистические символы, включая шестиконечную звезду и свастику.
Как видно из приведенных выше примеров, уроборос воплощает циклическую и преходящую природу вещей, а в применении к философии истории - учение о вечном возврате. То, что один бок змеи изображается светлым, а другой - темным, отражает извечное единство и борьбу противоположностей (ср. Инь и ян).