говорят, что наблюдая пчел лингвисты могут узнать много существенного.. Интересно, что?
Вопрос в такой постановке содержит две удивительных загадки. Пчелы - существа социальные, интеллектуальные, с врожденной генетической моралью. Есть очень интересная книга, рассказывающая об их жизни (“Пчела медоносная”). Не менее загадочно и поведение лингвистов: зачем они со словарями и лингафонными курсами ходят к ульям? Социальная организация насекомых удивляет, поэтому так интересно разобраться: как в этом сообществе построено общения, на каких принципах и какие действуют механизмы?
Насекомые, вероятно, были первыми живыми существами, которые научились издавать звуки. Развитый слуховой аппарат у насекомых – это большая редкость. Колебания воздуха они улавливают усиками или, может быть, всем телом. Самый известный и красивый звук, который издают насекомые – это стридуляция, больше известная как стрекотание. Пчелы тоже издают звуки. У мирно летящей по своим делам пчелы звук тихий, почти незаметный. При атаке она издает боевое жужжание, видимо, таким образом вызывает подмогу. При помощи языка танцев пчела рассказывает, где нашла новое место с цветами (еду). Чем больший круг в танце она описывает, тем дальше находятся цветы от улья: таким образом, пчеле удается собрать компанию добровольцев. Нектар и пыльцу передают молодым пчелами, которые кормят личинок. Когда молодая матка становится “совершеннолетней”, то она начинает стучать: это сигнал к тому, что пришло время ее выпускать и нужно готовиться к вылету роя. Язык общения и темперамент пчел, живущий в разных странах, заметно отличается, что, в общем, не удивительно. Думаю, что многие лингвисты изучают пчел не только потому, что им нравится мед. --------------------------------------------------------------------------------------------- Да, Lara. :-) Вопрос очень сложный. Наверное, вискасом посыпан, если мало других ответов. Чтобы найти на него интересный ответ нужно изрядно потрудиться. У пчел очень сложный и многосторонний язык, т.е. играет роль свет и запах. Давно замечено, что пчелы успокаиваются от дыма, плохо видят красный свет, поэтому спящую зимой семью осматривают с красным фонариком. Апитерапевты научились безопасно доить пчелу в темноте: яд не портится, а пчела не умирает и не злится, не понимая как-то вышло :-) Надо поискать материал: я попробую... --------------------------------------------------------------------------------------------- Если вопрос интересный, то трудно угадать время, когда вопрос стоит закрывать. Да, собирался поискать, а потом понял, что материала будет слишком много и чтобы его интересно пересказать нужно два-три свободных дня на изучение. После этого легкость в разговоре возникнет сама собой. Однако… Как я вижу, что может быть интересным лингвисту. В процессе изучения пчелиного языка можно сделать массу открытый, как в области фундаментальных наук, так и чисто прикладного характера. (1) В первую очередь интересно разобраться на сколько аппарат, разработанный для описание человеческого языка подходит для определения языка насекомых. Есть ли у них отдельные слова, части речи, предложения и т.д.? Какая у них модель разговора: речь командная или можно переспрашивать, уточнять и т.д. (2) Во-вторых у насекомых, если не ошибаюсь не меньше, чем на шесть порядков меньше нейронов, поэтому на самом нижнем уровне можно рассмотреть органическую природу понимания. Сколько действий нужно совершить, чтобы речевой или световой сигнал превратился в знак языка? Генетики могут смело ставить памятник мушке-дрозофиле, пчелы, муравь и шмели должны сказать свое слово в науке в ближайшем будущем. (3) Очевиден и прикладные применения. Пчелы – опылители, если им подсказать куда лететь, то и урожай будет больше и пчелы будут тратить меньше сил на случайные поиски. Пчел из одного улья можно направлять в сторону леса, а других в поле. В результате получится чистый лесной или чистый гречишный мед....(Хм, лимит 4000 знаков очень близко)