В какой стране сшили шапку Мономаха?
ШАПКА МОНОМАХА
О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.
Также вам будет интересно: Что такое интерференция?
золотой филигранный остроконечный головной убор работы мастеров XIV в., с собольей опушкой, украшенной драгоценными камнями и крестом, регалия русских вел. князей и царей, символ Самодержавия в России. В к. XV - н. XVI в. бытовала легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной имп. Константином Мономахом вел. кн. киевскому Владимиру Мономаху. Однако возраст шапки (XIV в.) не соответствует предполагаемому событию (XII в.).
Шапка Мономаха
Датировка:
Конец XIII - начало XIV века
Размер:
Высота 18,6 окружность 61.
Техника:
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, скань зернь.
Описание:
Входит в состав государственных регалий - знаков высшей монаршей власти. Древняя часть венца сделана из восьми золотых пластин, украшенных тончайшим золотым кружевом, узор которого образуют шестиконечные розетки-звезды и цветок лотоса. Полусферическое завершение с крестом, соболья опушка и жемчуг и драгоценные камни относятся к более позднему времени.
Организация: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
версия для печати
«Шапка Мономаха» тверского герба (к вопросу об истории ее происхождения и геральдическом значении)
[ 20.02.2002 ] // В.И. Лавренов, к.и.н., Геральдическая комиссия при губернаторе Тверской области
В 1857 г. под руководством Б.В. Кене в России была осуществлена масштабная геральдическая реформа (1). Она оказала огромное влияние на российскую геральдику, но не имела разработанного механизма реализации и фактически не была проведена в подавляющем большинстве городов. По этой реформе все городские и губернские гербы получали однотипные обрамления в виде изображений разного ранга корон, орденских лент, венков, которые нивелировали индивидуальное начало в гербах городов и земель. Новые рисунки гербов стали плодом кропотливой работы коллектива Гербового отделения Департамента Герольдии Правительствующего Сената и ряда других лиц. Еще в 1851 г. в Департамент поступил императорский указ, в котором строго говорилось «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов изображать всегда императорскую корону, на гербах же городов уездных ставить городскую корону» (2). В 1856 г. император Александр поручил заведующему Гербовым отделением, геральдисту и нумизмату Б.В. Кене пересмотреть губернские и городские гербы и представить проектные рисунки тем из них, которые нуждаются в исправлении (3). При Кене Департамент Герольдии практически осуществил реформу городских гербов России и законодательным путем ввел их в делопроизводство.
Согласно правилам 1857 г., опубликованным в «Полном собрании законов Российской империи», теперь при создании новых гербов предполагалось приводить их к единообразной форме. Поэтому в ходе осуществления реформы основное внимание Кене уделил унификации городских гербов, путем создания единой системы украшений гербовых щитов. Отныне гербовые щиты венчали различные короны: императорская - губерний и столиц, серебряная башенная о трех зубцах - уездных городов, червленая башенная о трех зубцах - заштатных городов, червленая башенная о двух зубцах - посадов. Степень значимости города, специфику занятий его жителей отныне можно было определить по рисункам - украшениям вокруг щитов. Это были орденские ленты, дубовые ветви или листья, колосья, молоты и якоря. Теперь два золотых колоса по сторонам щита помещались в гербах городов и посадов, известных своим земледелием, а два золотых, перекрещенные за щитом, молота, отличали промышленные города (4). Однако вновь составленные гербы губернского города Твери и уездных городов Тверской губернии в новом реформированном виде в самих городах остались практически неизвестны. Рисовал проекты гербов художник Фадеев (5). Правила предписывали из всех, ранее утвержденных, городских гербов убрат