C чем связан православный обычай отмечать 9-ый день усопшего.
Дни поминовения усопших занимают особое место в христианской традиции. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. При этом подчеркиваются слова Священного Писания о том, что LБог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы¦ (Лк. 20:38), что LХристос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сошел в ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия¦ (1 Пет. 3:19). Поэтому молитва за усопших считается лучшим проявлением любви и памяти о них.
Также вам будет интересно: Чем RTF отличается от DOC'a?
Обычай поминать усопших восходит к иудейской традиции, которая предписывала совершать поминовение в день кончины, а также на 3-й, 7-й, 14-й, 30-й и 40-й день после нее. Восточные христиане, следуя этой традиции, тоже стали совершать поминовение усопших в день их кончины, а также на 3-й, 9-й и 40-й день. Церковные источники объясняют такое определение дней поминовения тем, что в 3-й день лицо умершего становится неузнаваемым (изменяет вид), в 9-й день разрушается все тело, кроме сердца, а на 40-й день разрушается и само сердце. Кроме того, по учению Восточной Церкви на третий день после кончины душа умершего возносится на небеса, затем до девятого дня созерцает рай, а с девятого по сороковой день проходит воздушные мытарства v раскаяние о земных грехах, за которые не было принесено покаяние. На сороковой день над душой совершается суд Всевышнего.
Законы Ветхого Завета предписывали во время погребения преломлять над умершим хлеб (Втор. 26:14; Иер. 16:7) и затем раздавать этот хлеб неимущим (Тов. 4:17), а также налагать на себя пост по случаю его кончины (1 Цар. 31:13; 2 Цар. 1:12; 3:35). Христиане первых веков не только сохранили этот обычай, но и стали совершать у могил агапы (греч. agape v Lлюбовь¦) v совместные трапезы любви в память об усопших. При этом для поминальной трапезы готовилось особое постное блюдо из вареной пшеницы и меда v коливо (от греч. сolуphia), или кутия. Так возникла традиция поминать имена усопших во время богослужения при совершении проскомидии v приготовления священнослужителями хлеба и вина для таинства Евхаристии в начале литургии, а дома устраивать трапезы (Lпоминки¦) в установленные дни поминовения усопших, на которых кутия и до сих пор является обязательным блюдом (часто для ее приготовления вместо зерен пшеницы стал использоваться рис). У восточных славян также сохранился обычай выпекать для поминок блины v блюдо древнеславянской поминальной трапезы.
Помимо дней индивидуального поминовения, в традиции Восточной Церкви установлены ежегодные дни общего поминовения усопших: суббота мясопустная v Вселенская родительская суббота, суббота второй недели Великого поста, суббота третьей недели Великого поста, Радоница (вторник второй недели после Пасхи), Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы), и Димитриевская родительская суббота (суббота перед 26 октября v днем памяти великомученика Димитрия Солунского). В эти дни в храмах совершаются панихиды v заупокойные богослужения, а верующие посещают могилы своих близких, чтобы почтить их память.
По традиции Армянской Церкви общее поминовение усопших и посещение могил родственников совершается в дни, следующие за великими праздниками (а поскольку все великие праздники, за исключением Рождества и Богоявления, отмечаются в воскресенье, то дни поминовения усопших выпадают, соответственно, на понедельник).
Западные христиане совершают индивидуальное поминовение усопших в день их кончины, а также на 3-й, 7-й и 30-й день. В основу этого установления было положено учение Папы Григория Двоеслова (конец VI - начало VII вв.), согласно которому упокоение души усопшего происходит на тридцатый день после его смерти. Кроме того, 2 ноября, на следующий день после праздника Всех святых, отмечается общий День поминовения усопших.