Каким образом космонавты на орбите моются?
– Как принимают душ в условиях невесомости? //Иван Кобзарь, Вологда
Также вам будет интересно: Кто знает первую фабрику по производству туалетной бумаги в России или Европы?
– Сейчас на Международной космической станции душа нет. Не надо, конечно, думать, что космонавты грязнули. Есть достаточно много методов, чтобы быть чистым, особенно после занятий спортом. Есть специальные влажные полотенца, пропитанные разного рода моющими растворами, сухие. После таких протираний человек в общем-то чувствует себя очень бодрым, свежим и действительно чистым.
На станции «Салют-7» и на «Мире» душ был. Мне даже дважды или трижды приходилось принимать душ в космосе. Надо сказать, это очень весело. Первый раз, когда мы трое по очереди начали мыться, это началось где-то часов в одиннадцать утра и закончилось под гомерический хохот где-то в три ночи.
Кабина душа – это некий цилиндр с мощными полиэтиленовыми прозрачными стенками. Такая вот герметичная душевая кабина, куда вы забираетесь. При этом обязательно в процессе помывки на вас должны быть защитные очки и трубка, через которую можно дышать воздухом. Вода, как и в обычном душе, поступает сверху с той лишь разницей, что оттуда же идет мощный поток воздуха, а внизу работает мощный пылесос. Это сделано для того, чтобы воздух формировал направление воды. Ведь в условиях невесомости вы не можете мыться в обычном понимании этого слова, потому что вода сразу вас облепляет – превращает в некий кокон, полностью окруженный водой. Дальше нужна очень большая мощность пылесоса, который мог бы засасывать эту воду. К сожалению, мы пока не в состоянии такой создать. Поэтому для того, чтобы смыть все это, приходится трястись, как это обычно делают после купания собаки. Весь этот мыльный раствор оказывается на внутренней поверхности кабины. С ее стенок пылесос собирает эту жидкость. Потом повторяешь все еще раз, но уже с более чистой водой. Опять трясешься. Опять убирает воду пылесос. Очень весело. Чисто. И вкусно. А почему вкусно? После такой бани всегда очень хорошо попить чаю, а может быть, даже что-нибудь и погорячее, каким-нибудь подпольным образом оказавшееся на станции.