Что сталось с фрегатом "Паллада"?
Это судно получило широкую известность после выхода в свет одноименного романа И.А. Гончарова, ставшего одним из лучших образцов русской прозы, написанных в стиле путевых заметок. Как известно, Иван Александрович был участником русской дипломатической миссии в Японию, посланной в Страну восходящего солнца на фрегате Паллада во главе с адмиралом Е.В. Путятиным. Эта экспедиция явилась одним из замечательных географических предприятий XIX столетия. Выйдя 7 октября 1852 года из Кронштадта, русская экспедиция на всем пути перехода Паллады занималась исследованием морей и океанов, производила картографическую съемку и опись бухт и побережий, собирала естественно-исторические коллекции, изучала быт и нравы населения. 9 августа 1853 года Паллада бросила якорь на Нагасакском рейде.
Также вам будет интересно: Воды какого моря обладают самой большой прозрачностью ?
На фрегате оставалась команда из десяти матросов во главе с боцманом, получившим приказ взорвать Палладу при появлении неприятеля. Этой же осенью война докатилась до Дальнего Востока. Уже в августе англо-французская эскадра осадила Петропавловск. В течение недели гарнизон крепости отбивал атаки противника. Столкнувшись со столь упорным сопротивлением, неприятель был вынужден отступить. Однако и силы русских оказались на пределе. Было решено оставить Петропавловск и эвакуировать Камчатскую флотилию.
Однако война обошла Палладу стороной с фрегата поступали донесения о том, что все в порядке, команда здорова, провианта достаточно. Но вот в ноябре от Завойко поступил приказ затопить фрегат. Это решение было весьма спорным навигация к тому времени уже закончилась и непосредственной угрозы захвата судна неприятелем не было. А потому фрегат вполне мог бы провести еще одну зиму в Императорской Гавани. Приказу этому попытался воспрепятствовать исследователь Дальнего Востока капитан Г.И. Невельской, однако все усилия были тщетными. Пробив во льду канал, фрегат при помощи собачьей упряжки отбуксировали на середину бухты и прорубили в нескольких местах его днище. 31 января 1856 года морская вода навсегда сомкнулась над Палладой.
С тех пор на дно Константиновской бухты (ныне Постовая) несколько раз спускались водолазы в 1913 и 1914 годах, а затем в 1932 году, когда фрегат даже хотели поднять. Однако уже тогда Паллада была настолько сильно разрушена, что сделать это оказалось невозможно. В 1947 году были подняты части обшивки фрегата и два чугунных клюза.
В 1956 году водолазы извлекли на поверхность якорь Паллады, который был установлен на острове Русский. А 40 лет назад в Постовой бухте был открыт памятник колонна, увенчанная копией фрегата величиной 1 метр.