Откуда взялся такой образ - Пьеро? Вечно плачущий и в белом балахоне.
ПЬЕРО (франц. Pierot, уменьшенная форма имени Пьер), один из персонажей французского ярмарочного театра, возникший в середине 17 в., крестьянин-мукомол, отсюда — набеленное лицо персонажа. Прототип — маска Педролино из итальянской комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый, как все дзанни, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. На сцене парижского театра «Комеди Итальенн» превратился в печального несчастного возлюбленного, соперника более удачливого Арлекина.
В 1819 на сцене парижского театра «Фонамбюль» мим Ж.Г.Б.Дебюро стилизовал маску народного театра в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку. Дебюро первым переосмыслил популярную маску и ввел ее в авторский театр. Нового героя он играл с помощью традиционных приемов театра ярмарки-буффонады, гротеска и эксцентрики, но главным в его образе остались лиризм и жизненная правдивость переживаний, чем он и завоевал симпатии публики. Маска Пьеро стала классическим персонажем пантомимы, а Дебюро - основоположником жанра поэтической пантомимы.
Также вам будет интересно: Что такое акмеизм ?
Во второй половине 19 в. маска Пьеро участвовала в становлении амплуа цирковой клоунады и стала прототипом Белого клоуна. Дуэт напыщенного Белого (господина) и хитрого Рыжего (слуги) сыграли большую роль в развитии клоунады.
Двум маскам итальянской комедии была суждена долгая жизнь в искусстве. Вечное противостояние Пьеро и Арлекина каждая эпоха трактовала по-своему.
На рубеже 19-20 вв. маски итальянской комедии вновь подверглись стилизации мастерами модерна. Маска Пьеро зажила новой жизнью (полотно П.Сезанна «Пьеро и Арлекин», портрет Мейерхольда в роли Пьеро в Балаганчике А.Блока работы Н.Ульянова), постановки В.Мейерхольда («Шарф Коломбины», «Маскарад»), А.Таирова («Покрывало Пьеретты», «Ящик с игрушками»), ностальгический образ, созданный А.Вертинским в его песнях. Персонаж французского ярмарочного театра вернулся к истокам — в эстетически переосмысленную в 20 в. итальянскую комедию дель арте и одновременно, эволюционировав в авторский театр, стал самодостаточным персонажем, театральным феноменом.
Во второй половине 20 в. образ Пьеро-Ж.Г.Б.Дебюро ожил и на экране в знаменитом фильме М.Карне Дети райка (1944). Роль Дебюро исполнил мим Ж.Л.Барро.