В самом замысле знаменитой картины Александра Андреевича Иванова "Явление Христа народу" значительное место занимает пейзаж. Пустынная долина Иордана с ее холмами и рощами, с цепью синеющих гор и травой, выжженной палящим солнцем, становится у Иванова не только фоном совершающегося торжественного события — образ природы не в меньшей степени, чем образы людей, является выразителем глубокого идейного содержания произведения. Именно в пейзаже Иванову удалось добиться реалистической убедительности всех деталей и необычайной живости общего впечатления. Гениальный художник добился этого результата лишь в итоге долгих и упорных творческих исканий. Среди подготовительных работ к "Явлению Христа народу" пейзажные этюды составляют едва ли не наибольшую часть. Иванов обратился к изучению природы с пытливостью ученого и со страстным увлечением подлинного живописца. Пейзажи Иванова образуют особый самостоятельный цикл, поражающий разнообразием и сложностью поставленных в нем живописных задач и по своему художественному значению далеко выходящий за пределы учебных или подготовительных штудий. В пейзажных работах ярко проявились и высокое живописное мастерство Иванова, и его напряженно ищущая новаторская мысль.http://www.russianculture.ru/formp.asp?I...