Кто изобрел безопасную бритву?
Когда мужчины вдруг захотели избавиться от личной растительности, а случилось это еще в каменном веке, им приходилось подвергаться настоящему истязанию. Попробуйте-ка выщипать бороду по волоску! А еще можно поджигать. Потом они стали пользоваться обломками ракушек. Наконец, где-то то ли за 600, то ли за 200 лет до н. э. появились первые бритвы - из меди и бронзы. Бритье стало более безопасным, кое-где став из добровольного обязательным. В Риме времен Калигулы и Нерона юноша по достижении 21 года должен был впервые избавиться от волос на лице, ритуал сопровождался оргией и означал официальное признание юноши мужчиной.
Потом, уже в Средние века, бритвы стали делать из железа. Но больно непостоянна была мода: вслед за своими королями граждане то сверкали гладкими подбородками, то зарастали буйным волосом, лишь монахи тщательно выбривали себе темечко - тонзуру.
Также вам будет интересно: Почему соль и сахар называют "белой смертью"?
Прошло еще несколько веков, и цирюльники смогли вздохнуть свободно: в вопросе "брить или не брить?" окончательно и бесповоротно победило "брить". Но бритвы быстро тупились, форма бритвы - лезвие и соединенная с ней заклепкой рукоятка, сделанная из рога, дерева, слоновой кости, перламутра или панциря черепахи.
В 1769 г. французский парикмахер Жан-Жак Пере изобрел безопасный зажим из древесины, который был установлен параллельно лезвию бритвы, но это изобретение не было оценено по достоинству, и вскоре его забыли. Через 50 лет американец
Уильям Хенсон создал бритву, напоминающую по форме мотыгу, а затем опять же американцы
братья Кампфе фактически повторно изобрели "безопасную" бритву, предложив то же решение, что Жан-Жак Пере.
Идея Джилетта состояла в том, что надо заточить тонкую полоску стали с двух сторон и закрепить ее в съемном горизонтальном держателе, который, в свою очередь, прикреплялся бы к ручке перпендикулярно. Когда лезвие затупится, его можно вынуть, выкинуть и вставить новое.
Шесть лет Джилетт провел в бесконечных опытах, вложив в исследования более 25 тысяч долларов, и только после знакомства с Никерсоном впереди, как говорится, забрезжил рассвет. Когда Уильям Никерсон разработал технологию укрепления и заточки стальной ленты, Джилетт решил, что его звездный час настал. Заняв у друзей 5 тысяч, он получил патент и основал в Бостоне фирму, которой предстояло наводнить мир безопасными лезвиями.
В 1903 году в продажу поступили первые бритвы Кинга Джилетта. И тут случилась досадная неприятность. Члены королевских фамилий Европы вдруг стали носить бороды. А за ними – подданные. Прямо Средние века какие-то! Вассалы и сюзерены! Поэтому за весь год American Safety Razor удалось реализовать всего 51 бритву-станок и 168 лезвий.
Это не масштаб, решил Джилетт и срочно внес коррективы в рекламу. Отныне потребителю предлагалось не бриться "вчистую", а приобретать бритвы для подравнивания бородки и усов.
И дело пошло! В следующем году было реализовано 91 тысяча станков и 123 тысячи лезвий. К 1908 году объем продаж фирмы составлял 13 миллионов долларов. Но это еще были "цветочки".
В годы Мировой войны, когда мода на бороду из соображений гигиены приказала долго жить, American Safety Razor получила госзаказ от военных ведомств США на поставку своего изобретения в действующую армию. И в 1917 году уже реализовала 1 миллион бритв и 120 миллионов лезвий.
Война закончилась, а привычка бриться самостоятельно у бывших военных осталась. И каждый из них был потребителем! И все бы хорошо, можно почивать на лаврах, но Джилетту грозила другая опасность. В 1921 году истекал 20-летний срок эксклюзивного патента, то есть назавтра после его окончания любая компания могла выбросить на рынок свои одноразовые бритвы и составить Джилетту конкуренцию. И тогда Кинг (воистину - Король) сделал неожиданный ход, выбросив на рынок модель бритвы стоимостью всего в 1 доллар, то есть ровно в пять раз дешевле предыдущей. Дешевле было некуда, и потенциальные конкуренты так и остались несостоявшимися.