Откуда возникло название КИТАЙ-ГОРОД?
Китай-город – одна из наиболее исторически интересных центральных частей Москвы. Порой иностранцы полагают, что название Китай-город возникло из особой симпатии России к Китаю. Но московский Китай-город никак не связан с китайцами и Китаем.
Также вам будет интересно: Почему ветер в пустыне не приносит прохладу?
Название Китай-город в московских хрониках встречается с XVI века. В 1534 году торговый и ремесленный посад к востоку от Кремля был обнесен рвом и древоземлянными укреплениями, а затем на их месте в 1535 - 1538 годах была возведена знаменитая Китайгородская стена, кое-где сохранившаяся и поныне (в частности, близ гостиниц "Россия" и "Метрополь").
Некоторые исследователи считают, что название Китай-город означает "средний", "средний, срединный город между Кремлем и Белым городом" (укреплением, проходившим по линии современного Бульварного кольца). Иначе говоря, Китай-город – это средняя по своему местоположению крепость в кольце крепостных сооружений старинной Москвы. Согласно другой гипотезе, слово китай – тюркское и переводится на русский язык просто как "крепость, укрепление, укрепленное место". Третья, наиболее вероятная версия связана с восточнославянскими словами кита, кит, сохранившимися в диалектах. Означает оно – "плетенничный", "как плетень", то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся, забутовывался землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами.
Что же касается названия станции метро "Китай-город", то оно было предложено московским литератором и краеведом Владимиром Муравьевым, который отстоял в Моссовете историческое название, сменившее прежнее – "Площадь Ногина" (бюст сохранен в вестибюле). Уникальность этой станции столичного метрополитена связана не только и не столько с непривычным наличием двух платформ, сколько с археологическими раскопками, который велись параллельно с прокладкой тоннеля. К сожалению, большинство подземных лабиринтов, связывавших в прежние годы различные районы Китай-города, были замурованы, однако в южном вестибюле станции строители сохранили белокаменный фундамент одной из китайгородских башен шестнадцатого века.