А как раньше "крестили" корабли?
Крещение корабля.
В наши дни избранные крестные отец и мать перед убором последнего блока, удерживающего корабль на стапеле, разбивают о форштевень судна бутылку шампанского, громко произнося: «Крещу тебя». Также вам будет интересно: Какое животное чаще всех других встречается на гербах разных стран?
В Японии существует обычай осовобождать из неволи птиц в момент спуска судна на воду. Подобное же имело место в США в 1885 году при спуске крейсера «Чикаго». Совсем недавно – при спуске дирижабля «Акрон» – крестная мать, супруга президента Гувера, выпустила на свободу стаю белых голубей.
У нас, в Русском императорском флоте, был свой, особый обряд спуска судна на воду. Церемония спуска нового судна была такова: служился торжественный молебен; судно и поднятые на нем флаги – Императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс – окроплялись святой водой, и под звуки народного гимна и салюта с судов обрубались последние державы. Торжество заканчивалось парадным завтраком.
Акта крещения не было.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И не только викинги. Вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, которые использовались в качестве катков.
Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей, которые строились для того, чтобы убивать. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови. Еще в 1784г. в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.
С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века, например, в Абердине спуск судна сопровождался "всего-навсего" избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников; некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.
Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая традиционная церемония, Судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал: его благословляли, а затем кровь белых петухов, кур и овец, а также черных коз заливала его палубу.Крещение корабля - дело тонкое. СуеверияКроме того, были широко распространены технические суеве-рия.связанные с процессом строительства корабля. Например, считалось плохой приметой присутствие при закладке судна девственниц, особенно рыжих, которые по поверью обладали особыми способностями к сглазу. Первый гвоздь в киль корабля рекомендовалось забивать через подкову. Особую гарантию благополучного плавания давала золотая монета, вложенная в килевые балки. Подобными же свойствами обладали брусья из ясеня, рябины, кизила. Древесина же черного ореха для судостроения не рекомендовалась - она "притягивала" молнии.
Среди моряков Северной Европы в Средние века бытовало поверье, что корабль с килем, изготовленным из краденого дерева, сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если же воровство материала останется нераскрытым, корабль уцелеет, но ночью будет идти быстрее, чем днем.
Немалое значение придавалось и украшению корабля, прежде всего - носовым фигурам. Они играли не только эстетическую роль, но и служили амулетами. Фигуры эти изображали зверей (реальных и мифических), христианских святых, античных героев, мужчин и женщин. Со временем особую популярность приобрели женщины с обнаженным бюстом за их "способность" смягчать ярость морской стихии!
Неплохой защитой корабля считалась также подкова, прибитая к мачте.