Когда появились первые логотипы?
«Прародителями» современных логотипов можно назвать древние тотемы, фетиши, амулеты и пиктограммы. Согласно приписываемым им свойствам, «пралоготипы» выполняли охранительную функцию, помогали на охоте, исцеляли от болезней и приносили удачу.
Новый этап в истории логотипа начинается в эпоху античности: теперь он становится не только предметом культа, но и знаком родовой принадлежности – эмблемой. Эти отличительные знаки на военных доспехах, перстнях и личных вещах имели все греческие и римские полководцы, цари, легендарные герои. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса и римского императора Каракаллы – орел. Эмблемы стали прообразом более поздней символики, которая сформировалась в средние века в Западной Европе – такой символикой стали наследственные гербы. Эти отличительные символы впервые стали использоваться не только на щитах и знаменах, но и на печатях, т.е. для заверения различных документов и подтверждения их подлинности. Это были первые шаги на пути проникновения символического изображения в экономико-правовую сферу.
Также вам будет интересно: Мог ли герой романа"Человек невидимка" быть зрячим?
Свой окончательный облик и функции логотип приобретает лишь к концу 19 века в США: именно в этот период торговые марки стали необходимой альтернативой огромному количеству товаров с сомнительной репутацией и невысоки качеством, наводнивших страну. В то время в Америке, как почти везде в мире, заводчики выпускали безликую продукцию: мыло, крупы, лампы, - которые, так и не приобретя имени собственного, выкупались оптовиками для дальнейшей продажи через мелкие лавки и большие магазины. Производителю такая ситуация была не выгодна, поскольку его товар ничем не отличался от конкурентного и, следовательно, правила игры задавали оптовики, оставлявшие на свое усмотрение решение вопроса, у какого производителя купить товар. С другой стороны, фабриканты должны были выпускать огромное количество вариантов одной и той же продукции, чтобы удовлетворить любые запросы хозяев магазинов. Так, например, Colgate в 1906 году выпускал 160 различных типов туалетного мыла, 625 парфюмерных запахов и 2000 других наименований продуктов. Постепенное улучшение системы перевозок (облегчение доставки товаров), производственного процесса (большие объемы при низкой себестоимости), упаковки (привлекательность товара), изменения в законах, усиление эффективности рекламы, новые способы продажи создали предпосылки для появления «бренда-производителя». Именно тогда начинается повсеместное применение логотипа в качестве ключевого элемента фирменного стиля компании, позволяющего отличить товары и услуги одних производителей от сходных товаров и услуг других.
Черноухий лого
Первым логотипом в современном понимании этого термина считается фирменный знак «Компании граммофона Эмиля Берлинера» - черноухая собака Найпер (Nipper), заинтересованно просовывающая мордочку в отверстие граммофона.
Картина с этим милым псом была замечена Берлинером в 1899 году на стене одного из лондонских отделений компании. Художник Фрэнсис Баррауд получил за нее 50 фунтов стерлингов и еще столько же за авторские права (10 июля 1900 года). К 1926 году почти в каждой американской семье можно было найти граммофон или пластинку с этой маркой, которая вскоре была дополнена и слоганом – «Голос Его Хозяина». Дебютировав в 1910 году, бренд до сих пор используется компанией RCA.