Когда и где впервые появились маяки?
Первые маяки, очевидно, появились на Средиземном море около четырех тысяч лет назад, вместе с первыми кораблями Египта, Крита...
Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам.
Также вам будет интересно: В чем сущность феномена резонанса Гельмгольца?
Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем — столб дыма. На вершине башен стояли металлические корзины с горящим деревом или каменным углем. Никто точно не знает, когда они появились. Но точно известно, что в VII веке до н.э. существовал хорошо известный маяк, стоявший на мысе Сигеум около Геллеспонта.
Вероятно, в VII-VI вв. до н. э. маяки были поставлены и на берегах Черного моря, в эллинских городах-колониях.
На своем пути от Македонии до Индии царь Александр Великий основал несколько городов, названных его именем; но самой знаменитой стала Александрия Египетская, двадцать три века назад — крупнейший город мира.
Царь Птолемей I Сотер (323-285 гг. до н. э.), потомок одного из сподвижников Александра, решил возвести в Александрийской гавани маяк, достойный его столицы.
На острове Фарос перед входом в порт, по проекту архитектора Сострата, руками десятков тысяч рабов была возведена башня высотой, по одним данным, около 110, а по другим — даже около 180 метров!
Каменные блоки, из которых строили маяк, достигали 75 тонн веса. Квадратная башня с восьмигранным навершием выглядела роскошной, словно дворец; ее венчали мраморные статуи. Около трехсот человек постоянно обслуживало гигантский «фонарь», доставляя на вершину маяка дрова и другие горючие материалы.
Свет был виден не менее, чем за пятьдесят километров. Маяк, причисленный к «семи чудесам света», служил мореходам почти тысячу лет; его разрушило землетрясение в 1326 году.
Самый древний из ныне действующих маяков стоит на побережье Испании, возле современного города Ла-Корунья. Он был построен еще древними римлянами, около 100 г., и назывался Башня Геркулеса. Высота патриарха — 41 метр.
Кроме настоящих маяков, в старину существовали и ложные, построенные специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить. Такое сооружение возвел в XVII в. возле эстляндского города Таллина барон Унгерн-Штернберг.
Его лже-маяк приводил корабли прямо на мелководье; затем появлялись лодки с людьми барона-разбойника... Увы, этому жестокому обыкновению следовали и крестьяне многих европейских приморских деревень.
Чтобы поживиться добычей с купеческих судов, они разводили костры на скалах или даже, как то бывало в Англии, возле опасного берега пускали плыть в море труп лошади с прикрепленным сверху фонарем. Сбитые с толку мореходы часто, особенно в ненастную погоду, попадались на эти хитрости.
Еще в XVI веке на маяках сжигали исключительно уголь, но вскоре начали пользоваться керосиновыми лампами.
Около 1540 года в Англии возвели необычный маяк с двумя башнями: спереди стояла маленькая, а за ней большая. Ведя корабль к берегу, рулевой должен был видеть два огня, один в точности над другим. Тогда корабль не отклонялся от фарватера и приходил прямо к причалу.
Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), постороенный в 1531 году