Кто и когда изобрел музыкальный инструмент уд?
Уд (араб. عود ʿūd; азерб. ud; арм. ուդ; греч. ούτι; перс. بربط barbat; тур. ud) —
струнный щипковый плекторный музыкальный инструмент, широко распространенный в арабских странах, Иране, Турции, Азербайджане, а также в Армении, Греции и ряде стран Ближнего Востока. Занесенный арабами в Испанию, уд позднее под названием лютни широко распространился в странах Запада. Слово «уд» в переводе с арабского буквально означает «дерево», «древо».
Также вам будет интересно: Сколько существует нерешимых задач математики и какие они?
Наиболее ранние исторические сведения об уде содержатся в трудах Ибн Ибрагима Моусили (767—849) и позже у Абу Насра Фараби (870—950).В VIII веке, во время нашествия мавров, уд проникает в Испанию, несколько изменившись, он становится известным здесь как лауд (от ла-уд).
С расширением влияния ислама, уд достиг многих стран, которые испытывали влияние Исламского Мира. В эпоху Крестовых Походов уд проникает в Европу и вскоре приобретает большую популярность в Италии, Франции, Германии и других европейских странах.
В Европе инструмент претерпевает значительное изменение, а именно на его грифе появляются лады (первоначально это были жильные обвязки вокруг грифа, а позже металлические лады стали врезать в сам гриф). Так появляется всем известная лютня (от испанского la ud).
По преданию английский король Генрих VIII (герцог Синяя Борода) превосходно играл на Уде и сочинял музыку для этого инструмента.
Историческое значение уда в развитии средневековой культуры Ближнего Востока исключительно велико. Во многих старинных трактатах приводятся предания, из которых следует, что уд имеет древнюю историю.
Абдулгадир Мараги в своем комментарии к трактату «Китаб ал адвар» Сафиаддина Абдулмомина Урмави сообщает, что музыкальный инструмент был изобретен одним из внуков пророка.
Однако многие из средневековых ученых-музыкантов, а также великий Низами связывают изобретение уда с именем древнегреческого философа Платона.
В усовершенствовании этого инструмента, в формировании его звукоряда велика заслуга крупнейшего ученого и музыканта Сафиаддина Урмави. В те времена каждый музыкант должен был обязательно уметь играть на уде.
Своеобразный мощный звук уда описан в произведении «Хафт Джам» гениального Физули так:
"Раз как-то вновь устроив пир веселый, Задумал я, чтоб он был долог, Лишь только уд возвысил к небу голос, Спалил огонь мне душу, взвился дымом полон."Уд часто изображался в произведениях миниатюрной живописи. В средневековых произведениях 4 струны старинного уда уподобляли четырем элементам природы: огню, воде, земле и воздуху. Эти струны получили следующие названия: первая зир, вторая-масна, третья — маслас, четвертая — бем; позднее к ним была добавлена пятая струна, названная «хад».
Строение и форма старинного уда претерпели ряд реформ на протяжении веков, в результате чего уд, дошедший до настоящего времени, являет собой совершенный музыкальный инструмент.
Во время игры на уде корпус инструмента ставится на правое колено и правой рукой прижимается к груди.