Сухие сады представлят собой группы тщательно подобранных камней, разбросанных посреди покрытого бороздками гравия, созданы для медитации. Они возикли в Японии примерно в 13 веке..
В сухих, состоящих только из песка и камней садах представлены два состояния камня - твердое и сыпучее. Второе - будущее первого: песок - загробная жизнь камня.
В сухих садах изъятие необязательного приводит к выпариванию воды - остается одна соль. Но каждый дождь заново ее растворяет. Камни темнеют от смочившей их влаги. Она вновь пробуждает их плодородие, и сквозь камень прорастает его природная чернота.
Классический пример - сад при храме Рёандзи в Киото, где стены подчеркивают причудливое размещение камней. (Эта песчаная горка, похожая на гору Фудзи, находится в саду храма Гинкакудзи в Киото. Выровненный граблями песок при лунном свете серебрится как море.
Создание "сухого" сада - мероприятие очень кропотливое. Площадку под гальку сначала несколько раз обрабатывают раундапом, затем утрамбовывают, выравнивают и укладывают сверху лутрасил (толстый нетканый материал, пропускающий воду, при этом препятствующий росту сорняков) или агрил, спанбонд. Затем расставляют камни и каменные группы и лишь после этого засыпают гальку. Очень актуальна проблема ее очистки от опавших листьев, цветов с деревьев, сережек, пыльцы. Если кленовые листья убрать вручную несложно, то рядом с березами "сухие" сады или просто площадки из гальки лучше не создавать - хлопот не оберешься. Трудно поддерживать и узор на гальке. В дождливое лето он держится около недели-двух, потом слеживается. Кстати, все камни в японском саду именно что "вырастают" из земли, а не лежат на ее поверхности.
Люди для камня что дождь. Поколения для него, как ливни или солнечные затмения. Для камня нет различия в частоте этих явлений. Но и это всего лишь долговечность.