25 марта 1843 года в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой. Это первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Тоннель был спроектирован и построен под руководством талантливого потомственного инженера Исамбарда Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel). Брюнель продемонстрировал возможность строительства подводных тоннелей и внес вклад в развитие современного метростроения.
Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый "подводный мост" длиной 396 метров, связавший левобережный и правобережный районы Лондона. Ширина тоннеля 11 метров, высота 6 метров. Пролегал он на глубине 23 метра.
Тоннель под Темзой строился на городские деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для проезда лошадиных упряжек. В сентябре 1865 года тоннель приобрела East London Railway Company для использования в формирующейся системе подземного транспорта Лондона. Первый поезд прошел в тоннеле 7 декабря 1869 года. В 1884 году у порталов тоннеля были построены станции Wapping и Rotherhithe. Позднее тоннель был интегрирован в систему Лондонского метрополитена в составе East London Line. Тоннель был выполнен настолько качественно, что для проведения первых крупных ремонтных работ он был закрыт в 1995 году. Отреставрированный тоннель открылся в 1998 году.
В 1657 г. смоленский розмысел Василий Азанчеев попытался построить подводный тоннель под р. Москвой. Три раза начинал он «подкопное дело делать по высмотру своему», но из-за большого поступления воды попытка осталась незавершенной. Источник: Тоннель под Темзой