http://www.photosight.ru/photo.php?photo... Этот храм – самое старинное здание из всех сохранившихся на огромной территории усадьбы, раскинувшейся на берегу старицы Москвы-реки. Прежде Архангельское носило название Уполозье, по фамилии одного из владельцев – Алексея Ивановича Уполоцкого, известное с 1537г. В 1646г. здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. Во второй половине XVII века усадьбой владели бояре Одоевские, это была одна из их подмосковных вотчин. По заказу Якова Никитича Одоевского в Архангельском и начали строить новый каменный храм взамен обветшавшего. Зодчим, по всей видимости, был крепостной Одоевских Павел Сидорович Потехин, незадолго до этого построивший для родственника Одоевских, М.Я.Черкасского, церковь в селе Николо-Урюпине.
Композиция церкви первоначально была асимметричной: в центре – одноглавый четверик, а примыкавшие к нему приделы располагались не на одной линии, а по диагонали. Завершения и центральной части, и приделов были сходны – высокая пирамида кокошников, увенчанная одной луковичной главкой. Такие храмы в архитектуре носят название «огненных». На центральной части четыре ряда кокошников, а у приделов их было по три. Барабан главного купола – световой, с узкими прорезями окошек. Он опирается на распалубку, прорезающую сомкнутый свод. Благодаря такому решению небольшой храм кажется внутри просторнее и выше. В апсидах – по три окошка с простыми наличниками; такие же окошки прорезаны и в остальных стенах храма.
При Одоевских невдалеке от церкви находился боярский двор, обнесенный решетчатым забором. В середине стояли рубленые хоромы клетского типа – жилая господская часть, и рядом баня. Вдоль забора располагались «службы»: поварня, лéдник, амбары и т.д., а за забором находились огороды и сад. Все это исчезло при новом владельце усадьбы – князе Д.М.Голицыне, в начале XVIII века.
В начале XIX века, при князьях Юсуповых, храм был частично перестроен, нарушена оригинальная композиция в угоду канонам классицизма: юго-западный придел разобрали и перенесли симметрично северо-восточному; увеличили крытые паперти. Красивые «огненные» завершения, за которыми сложно ухаживать, были заменены простыми четырехскатными кровлями, небольшие окна растесаны. С запада от храма возвели трехъярусную колокольню со шпилем (не сохранилась).
В 1826г. церковь с севера обнесли оградой из камня, декорированной мелкой галькой. В центре ограды сделаны святые ворота, а по бокам – деревянные трехъярусные башни со шпилями, схожие с колокольней.
В советское время усадьба Архангельское была национализирована и превращена в музей. Церковь в 1964-1965 гг. реставрировалась: была разобрана классицистическая колокольня, на центральной части и северном приделе восстановлены «огненные» завершения. Перестроенный придел сверху остался без изменений. Растесанным окнам вернули первоначальную форму. Интерьер храма практически не сохранился: стены были выбелены, иконостас утрачен. У южной стены храма стоит надгробная плита. Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М.М.Антокольского «Ангел молитвы», перенесенная в 1936г. в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности. http://www.podmoskove.ru/usadba/43_usadb...