В какой стране начали впервые выращивать искусственный жемчуг?
и кто считается отцом этой технологии?
С XIII в. в Китае научились выращивать искусственные жемчужины: особой лопаточкой осторожно приоткрывали створки раковины и бамбуковой палочкой помещали между мантией и раковиной какой-либо маленький предмет – глиняный, деревянный или медный шарик, а то и крошечные изображения Будды. После этого раковину возвращали в водоем. Через несколько месяцев или два-три года из раковины извлекали данный предмет, покрытый перламутром. Можно считать это началом "культивирования" жемчуга.
Также вам будет интересно: Что такое "тобибако"?
Примерно через пятьсот лет подобный способ был изобретен в Европе на вполне научной основе знаменитым натуралистом Карлом Линнеем. Ему удалось вырастить таким образом несколько жемчужин.
В конце XIX века японцы создали специальные производственные предприятия для выращивания жемчуга, со временем существенно усовершенствовав методику. С 1915 г. морской жемчуг выращивают в промышленных масштабах (микимото-жемчуг), а несколько позже начали выращивать и пресноводный жемчуг бива, но природный ценится по-прежнему высоко, тем более что во многих районах Мирового океана жемчужницы истреблены, где хищнической эксплуатацией их колоний, а где и загрязнением воды.
В первой половине XX века масса искусственно выращенного японского жемчуга привела к значительному снижению цены на этот драгоценный камень. Вскоре выяснилось, что при облучении ультрафиолетовым светом японские искусственно выращенные жемчужины излучают зеленоватый цвет, тогда как естественные – небесно-голубой. В результате цена "техногенных" жемчужин (искусственно выращенных, точнее сказать, биотехногенных) упала, а природных возросла.
Однако через некоторое время выяснилось, что причина разного свечения связана со свойством воды, в которой выращивались жемчужины. Этот довольно простой способ распознавания искусственно культивируемого жемчуга теперь не так широко применяется, но изобретаются другие, более сложные. Подобные ухищрения специалистов имеют смысл лишь в особых случаях и для тех покупателей, которым важна редкость камня, а не его красота, потому что хорошие образцы биотехногенного жемчуга практически ничем не отличаются от естественного (биогенного).
Имитации жемчуга впервые были получены в середине XVI века во Франции. Делается это так. Из легкоплавкого опалесцирующего (то есть, "радужного", переливчатого) стекла изготавливают полые шарики. На их внутреннюю поверхность наносят с помощью пергаментного клея специальную пасту, состоящую из серебристых чешуек небольших рыбок уклеек. Затем полости шариков заполняют воском. В XX веке стали применять целый ряд способов имитации жемчуга – из стекла, перламутровых паст, целлулоида, желатина. Подобие черного жемчуга вырезают из гематита, а розового – из коралла
Вклад японского Жемчужного Короля в мировое ювелирное искусство невозможно переоценить. В 1896 году Кокичи Микимото получил патент на уникальную технологию выращивания жемчуга. В естественной среде перламутровые сферы образуются при попадании в устричную раковину инородного тела. Устрица обволакивает осколок раковины или песчинку слоем перламутра – так появляется жемчужина. Процесс изготовления культивированного жемчуга отличается от природного лишь тем, что «ядро», которому предстоит покрыться слоями перламутра, помещается в устричную раковину вручную. Затем их в специальных проволочных сетках опускают в море, где в течение двух лет происходит процесс созревания жемчужины. Деликатно вмешиваясь в естественный процесс, мастера Mikimoto добиваются потрясающих результатов – жемчужин правильной круглой формы, крайне редкой в природе. Однако лишь около пяти процентов из них соответствует высоким стандартам качества Mikimoto. В 1974 году компания ввела классификацию качества жемчуга по четырем параметрам: блеску, цвету, форме и гладкости поверхност.