Когда впервые в Европе появились веера?Откуда были завезены?
Где выставка этого аксессуара?
В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи).
Складной веер в форме полукруга открыл совершенно новую блестящую эпоху в жизни веера, расцветом которой стал XVII век – законодательницей моды в этот период была Франция. «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром», - так поговаривали знатоки тогдашней моды. Мадам де Сталь писала: «из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». «Полезный эфир», «ширма справедливости» - определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.
В России в ту пору такие вещицы были иноземной диковинкой: редкие экземпляры этих изысканных аксессуаров хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве». Веер в России только в 18 веке, после массовой европеизации, проведенной Петром Первым, становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета. Один из вееров Елизаветы, расписанный французским миниатюристом Жаном де Самсуа, был украшен с одной стороны изображением Большого дворца в Царском селе с подъезжающей карете, в которой сидит сама Елизавета Петровна, а с другой стороны – видом Царскосельского Эрмитажа. Оригиналом для росписи послужили, очевидно, рисунки Царского села М. Махаева. К сожалению, этот веер, наряду со многими другими вещами был продан советским правительством в 1930-х гг. за границу.
С 19 декабря 2007 в залах Государственного музея А.С. Пушкина открывается выставка «Волшебный мир веера», автором которой является один из старейших сотрудников музея-усадьбы Останкино, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры РФ – Александр Федорович Червяков, посвятивший свою жизнь изучению и развитию русской культуры. Среди экспонатов выставки основную и наибольшую часть составляют веера из собрания «Московского музея-усадьбы Останкино», который хранит одну из трех крупнейших в стране коллекций вееров. По количеству единиц хранения она уступает только собраниям Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея.