В каких музыкальных произведениях звучит голос Ленина?
Сергей Прокофьев. Кантата к ХХ-летию Октября для двух смешанных хоров,
симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов. соч.74 (1937)
По замыслу композитора, кантата должна была быть исполнена на Красной площади в Москве составом в 500 человек музыкантов и певцов. Автором литературного монтажа текстов классиков марксизма, Ленина и Сталина, на которые написана кантата, был Пётр Сувчинский - живший в Париже философ и музыковед. Прокофьев, уже сотрудничавший с Сувчинским в процессе работы над "Стальным скоком" (первое произведение Прокофьева на советскую тематику, написанное ещё в Париже), воспользовался его услугами и в этот раз. Шёл 1936 год.
Договор на создание кантаты был подписан с Радиокомитетом 26 июня 1935 года.
Кантата так и не была исполнена при жизни автора. Её премьера состоялась через 29 лет. Части написанные на слова Сталина - "Клятва" и "Конституция" не исполнялись. Вместо "Конституции" вновь повторён хор "Философы" (№2), что и предполагал сделать первоначально сам Прокофьев.
В 6 части "Революция" "появляется" Ленин с фразой: "Успех революции зависит от двух, трёх дней. Погибнуть всем, но не пропустить неприятеля"
Тихон Хренников. Опера «В бурю» по роману Н.Вирты «Одиночество»(1939, новая редакция 1952)
Первое исполнение: Москва, 07.10.1939. Московский музыкальный театр им. В.И.Немировича-Данченко.
Режиссеры Вл.И.Немирович-Данченко, П.Златогоров и П.Марков.
из статьи Юрия Александрова - «Семен Котко» - это наш «Ричард III»
"Когда я пришел в театр, здесь ставили «В бурю» Хренникова. Та же самая тема: земля, крестьяне, большевики, Ленин, И я помню, как рвались актеры в тот спектакль, как Лейферкус репетировал роль Ленина, – картавил в буфете, все эти жестики... Это было настолько наполнено цинизмом, мне не передать... Все играли, корчились на сцене, а потом хихикали в буфете. Спектакль получился насквозь фальшивым.
Это была опера "В бурю", написанная по роману Николая Вирты "Одиночество" по настоянию Владимира Немировича-Данченко. Специально в либретто - уже по желанию дирижера Самуила Самосуда - дописали эпизод с Лениным. И таким образом, вождь пролетариата впервые появился на оперной сцене (правда, пока не поющий, а разговаривающий - запел он чуть позже, в опере Вано Мурадели "Октябрь"). Кульминационный момент оперы - визит в Кремль двух мужиков-крестьян, пришедших к Ленину узнать, где искать правду".
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?Docs...
Вано Мурадели. Опера "Октябрь" (1961)
"Ленин в опере Мурадели "Октябрь" почему-то бас, хотя реальный Ильич картавил тенорком, а пел по молодости баритоном."
интересные ссылки :
http://old.russ.ru/krug/razbor/19991224_... [ссылка появится после проверки модератором]
группа "ДК" альбом "Непреступная забывчивость" (1987)
...Свой очередной альбом "Непреступная забывчивость" Жариков записывает в Ленинграде, в домашней студии Алексея Вишни.
С первой же поп-композиции Ветер перемен , написанной Вишней при продюсерстве Жарикова прямо в студии, на альбоме начинается целенаправленное издевательство не только над особенностями перестройки ( запах колбасы людей бросает в пот ), но и над всей русской историей. Жариков переиначивает строки из поэзии Блока ( аптека, улица, народ, броневичок, фонарь ) и Есенина ( портмоне ты мое, портмоне ); прокручивает задом наперед речи Ленина и Свердлова; читает стих-манифест, написанный им за несколько лет до сессии:
Ты простоял в стороне, глядя на трупы отцов
Завтра тебя уже нет, ты уже прячешь лицо...
Но если есть силы - иди! Память России - с тобой
Все еще впереди, завтра - решающий бой .
В оригинальном магнитофонном варианте текстовая часть альбома заканчивается пламенной речью Ленина о том, что на смену социализму идет новый порядок .