Какой очень необычный дом Лев Толстой...
назвал в одном из своих романов "дурацким"? Почему? Подробности о доме приветствуются))
Самый необычный дом на улице Воздвиженка (да и на всем Большом Арбате вообще) -- затейливый особняк купца Арсения Морозова, более известный как Дом дружбы народов (сейчас в нем расположился Росзарубежцентр). И, вероятно, многие москвичи удивятся, узнав, что 100 лет назад он считался едва ли не образцом безвкусицы. Ранее на этом месте размещался цирк. Владел им баварский подданный антрепренер Карл Маркус Гинне. И все бы в его жизни было хорошо, когда бы не пожар, который в 1892 году уничтожил цирк начисто. Восстановлению сооружение не подлежало, денег на строительство нового здания у Гинне не было (все-таки цирк не слишком прибыльное предприятие), и импресарио пришлось уйти на вынужденный отдых.
А землю, на которой находился цирк, приобрела известная московская купчиха Варвара Алексеевна Морозова. Не для себя -- в подарок своему третьему сыну Арсению Морозову. У Арсения Абрамовича приближался юбилей -- 25 лет, и нужно было загодя готовить для него подарок. Да и неплохо было бы поселить сына по соседству: парень был, мягко говоря, со странностями. Архитектор для нового особняка был выбран Арсением под стать собственной персоне: господин Мазырин -- мистик, презиравший христианство, зато верящий в переселение бессмертных душ. Сам он уверял, что в первой инкарнации был египтянином, за что пользовался в обществе славой дурного пустобреха, а у Морозова, напротив,-- бескрайним уважением. Именно Мазырин настоял на мавританском стиле. Дважды он возил заказчика (благо последний в средствах не стеснялся) по Испании и Португалии и наконец уговорил Арсения на копию замка Синтра рядом с Лиссабоном. Одна беда: тот замок был увит гроздьями винограда, а в Москве подобный фрукт произрастает неохотно. Не заменять же благородный виноград малиной или бузиной! Однако же выход нашли: вместо живого винограда выполнили каменный орнамент. Говорят, что когда дом построили, к Арсению явилась его матушка. Плюнула на порог и сказала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва". Такой поступок был вполне в характере Варвары Алексеевны. Но в Москве и кроме нее нашлось немало критиков морозовской недвижимости. Самый авторитетный, разумеется, Лев Николаевич Толстой. Он как раз работал над романом "Воскресение" и не удержался от соблазна упомянуть здесь дом Морозова:... -- Да, дурацкий дом,-- сказал он вслух свою мысль. -- Как дурацкий? --с обидой возразил извозчик.-- Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий. -- Да ведь работа ненужная. -- Стало быть, нужная, коли строят,-- возразил извозчик,-- народ кормится. Нехлюдов замолчал, тем более что трудно было говорить от грохота колес. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID...
После революции в особняке на Воздвиженке разместились анархисты. А за ними -- Пролеткульт. Тут появлялись Фрунзе, Брюсов, Луначарский, Маяковский, а Есенин даже проживал. Режиссеры Эйзенштейн и Мейерхольд здесь ставили свои спектакли. Вообще, так называемый театр Пролеткульта был весьма своеобразным.