По преданию, заслуга в обращении египтян в христианство приписывается евангелисту Марку, поэтому он очень почитаем современными христианами. Апостол Марк был одним из 70 апостолов, которые восприняли «благую весть» от первых двенадцати учеников и были посланы вместе с ними «нести Слово Божие, Благую Весть» миру. Предание гласит, что апостолы разошлись в разные стороны, чтобы проповедовать новое учение. Евангелист Марк был послан в Египет и, по свидетельству христианского историка Евсевия, «проповедовал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии».
Еще юношей Марк, иудей по происхождению, присоединился к христианам и стал ближайшим учеником апостола Петра, который упоминает его в своем Первом Послании (1 Пет. 5. 13). Марк составил Евангелие по рассказам Петра. Евсевий отмечает: «Свет веры настолько озарил разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным услышать только устную проповедь. Они всячески уговаривали и убеждали Марка, чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно; они не оставляли его в покое, пока не принудили его; они — причина написания того Евангелия, которое называется Евангелием от Марка». Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус. По легенде, Марк однажды шел в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочел Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещен.
Благодаря апостолу Марку, в Александрии и окрестнстях образовалось и благоустроилось несколько церквей. Марк рукоположил здесь епископов и клириков и покинул Египет на шестнадцать лет. В 64 году он был свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей — первоверховных апостолов Петра и Павла. Сразу после этого он вновь отправился в Египет, снова проповедовал, благоустраивал основанную им Церковь. А в языческой учёной среде, в Александрийской библиотеке, основал христианское огласительное училище, ставшее почвой для взращивания христианского просвещения. Из него впоследствии вышли Климент, Пантен, Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец — знаменитые учителя и отцы Церкви. В Египте Марк составил и чин литургии, сохранявшийся в продолжение многих веков. До сих пор в современном богослужении используются многие молитвы, приписываемые евангелисту Марку.
В Александрии апостол Марк обрел свой мученический венец. Шла эпоха гонений на христиан, в Риме правил злочестивый Нерон. Схваченного Марка волокли на веревке по улицам, до тех пор, покуда он не скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой!" Язычники намеревались сжечь тело, но страшная буря напугала их. Христиане, взяв тело, погребли его в каменном гробе в пещере, где проходили их молитвенные собрания. В 331 году мощи были перенесены в церковь, построенную на месте, где проповедовал апостол. В 1828 году венецианские купцы коварно выкрали мощи святого. Дело в том, что Венеция, наравне с Александрией, почитается как град святого Марка, ибо там, в окрестностях Аквилеи, он много проповедовал и тоже основал христианскую церковь! С тех пор мощи его почивают в венецианском храме. Лишь часть их в 1968 году была передана венецианцами каирскому храму святого Марка.
P.S.: В конце рассуждения отмечу, что именно Марк первым из всех апостолов систематизировал христианскую веру в настоящую религию, т.е. превратил свод моральных постулатов в полноценный КАНОН!