ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ → Статьи

  • ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:

    Поденков А.В., студент 5 курса факультета психологии

    Использование трансперсональных техник в работе медицин-ского психолога сопряжено с целым рядом вопросов. Стоит вспомнить историю и то, к чему в свое время привело использование ЛСД в немедицинских целях. Действительно, использование данных техник представляет собой сильнейшее напряжение как тела, так и разума и вполне закономерно, что некоторые лица со слабым физическим и психическим габитусом (состоянием), и даже с неустойчивым мировоззрением, оказавшись под воздействием измененных состояний сознания могут, утратив почву под ногами, оказаться, в результате таких «психокоррекционных мероприятий», пациентами специализированных стационаров.

    В настоящее время в связи с распространением трансперсональных техник в мире вновь остро встала проблема «Летунов» – как на профессиональном жаргоне называют таких людей. К большому сожалению единственным достоверным способом проведения «профотбора» для этих методик служит личный опыт специалиста, который, как известно, никогда не является объективным. Каждый практикующий трансперсональный подход использует для предварительной диагностики различные тестовые методики, типа ММРI, 16-факторный опросник Кеттела и т. д., однако и они не всегда могут оказаться в силах справиться с поставленной задачей. В таких случаях остается верным правило «Семь раз отмерь…», то есть не стоит экономить время, а лучше провести углубленную диагностику. Наконец всегда можно отказаться. Кроме того в арсенале трансперсональной психологии имеются и техники, такие как «Психосинтез», которые не подвергают организм повышенным нагрузкам и имеют весьма широкий спектр применений.

    Трансперсональная психология исповедует этиологический подход ко всякого рода проблемам человека, независимо от того, являются ли они медицинскими, либо психологическими. Дойти до корня проблемы – вот главный ее принцып и в этом она может зайти очень далеко.

    Теоретические аспекты трансперсонального направления наиболее детально разработаны С. Грофом в непосредственной клинической практике. Им было условно выделено 4 уровня или 4 области человеческой психики и соответствующие им переживания он назвал картами сознания.

    Сенсорный уровень (барьер) – абстрактные и эстетические переживания.

    Индивидуальное бессознательное – психодинамические переживания, возникающие из индивидуального бессознательного (биографические переживания).

    Уровень рождения и смерти – перинатальные переживания.

    Трансперсональной уровень – ТП переживания.

    Уровень абстрактных переживаний наиболее поверхностный слой психики, он не раскрывает бессознательное субъекта, эти переживания как правило, отвлечены и лишены какого либо персонального символического смысла. Когда абстрактные переживания принимают яркую специфическую эмоциональную окраску, ситуация представляет собой переход от сенсорного к биографическому уровню. Эмоции, окрашивающие абстрактные образы принадлежат биографическому материалу субъекта.

    Далее лежит уровень индивидуального бессознательного, уровень биографических воспоминаний или как его еще называют – психодинамический уровень. Это переживания, возникающие из сферы личности, из области индивидуального бессознательного, т. е. доступные в обычных традиционные состояниях сознания.К этим переживаниям относятся все важные воспоминания эмоциональные проблемы, неразрешимые конфликты, вытесненные воспоминания, травмы, которые остались неинтегрированными, подавленный материал различных периодов жизни индивидуума от момента рождения до настоящего времени. Для того, чтобы этот материал всплыл из бессознательного и стал содержанием переживания, существует единственное условие – высокая эмоциональная значимость этого переживания.

    Глубокая работа позволяет не только вспомнить и рекон-струировать биографические переживания и фактически заново пережить весь этот материал и пережить не только эмоционально, но и физически с полной возрастной регрессией ко дню события.

    В сеансах часто видно, что при повторном проживании некоторых обстоятельств жизни наиболее типичными оказываются не психические, а физические травмы и в первую очередь ситуации утопления, удушения, угрозы смерти, если это имело место в жизни пациента. Остаточные явления, связные с ситуациями опасными для жизни, играют существенную роль в развитии различных форм патологии.

    Грофом введено такое новое понятие как системы конденсирован-ного опыта или сокращено СКО -– особая констелляция, сгущение воспоминаний, состоящих из конденсированного опыта и связанных с ним фантазий различных жизненных периодов индивидуума. Каждая СКО имеет основную тему воспоминаний и связана сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои каждой СКО связаны с наиболее ранними периодами – младенчеством, чаще в утробной жизнью. Более поверхностные слои воспоминаний, накладываются впоследствии до настоящего момента, но все они имеют одинаковый эмоциональный заряд и связанны одной тематикой.

    Структура СКО состоит из ядра переживаний и периферических слоев. Ядро переживаний представляет собой матричный паттерн для записи последующих событий подобного вида в памяти. О формировании периферических слоев будет более уместно поговорить при рассмотрении формирования клинических симптомов. Каждая СКО обладает чрезвычайно большим эмоциональным зарядом, который является суммой эмоций принадлежащих ко всем составляющим этой системы, т. е. эмоций принадлежащих воспоминаниям одного вида.

    Переживания серьезной физической травматизации представ-ляют собой естественный переход от биографического уровня к следующей за ним области – перинатальной.

    Перинатальные переживания – это явления более глубо-кого уровня – это перекресток между индивидуальной и транс-персональной психологией.

    В своих исследованиях Ст. Гроф выявил глубокую параллель между паттернами переживаний перинатального уровня и клиническими стадиями прохождения родов, что он и назвал базовыми перинатальными матрицами.

    БПМ являются гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на перинатальном уровне; матрицы несут свое собственное эмоциональное и психологическое содержание, они действуют еще и как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Элементы важных СКО биографического уровня, касающихся насилия, травм, боли, жесткого обращения и т. п. тесны со специфическими аспектами БПМ.

    Биологическая основа I матрицы – опыт симбиотического  единства плода с материнским организмом во время внутриутробного существования. Эти переживания будут зависеть от того, возникали ли вредные воздействия на плод (имеются в виду химические, физические, биологические, психические и пр.) или условия ребенка были близки к оптимальным. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время вырос уровень суицида среди подростков, а момент их рождения приходился на «лихие 90-е», когда уровень невротизации постсоветского общества достигал высоких отметок, рушились семьи и мысли о том, что будет завтра вызывали лишь фрустрацию. Можно проводить соответствующие параллели.

    Биологическая основа II матрицы – самое начало процесса ро-II матрицы – самое начало процесса ро- матрицы – самое начало процесса родов, вначале это химическое влияние, затем грубые физические схватки. В данном случае мать и ребенок являются источником боли друг для друга, возникает биологический антагонизм и конфликт.Переживания – «нет выхода», ощущение надвигающейся смертельной опасности, хотя источник опасности определить невозможно и субъект склонен его интерпретировать свете параноидальных представлений. Чувство увязания заточения, клаустрофобии, ощущение отсутствия выхода, Ада.

    В качестве матрицы памяти БПМ II притягивает СКО с вос-II притягивает СКО с вос- притягивает СКО с воспоминаниями о ситуациях, в которых непреодолимая сила давит на пассивного и беспомощного человека: ситуации с угрозой выживания и целостности тела – операции, травмы, ранения, тюремные заключения, жестокие допросы, пытки, длительное лишение воды и пищи, болезни и ситуации, где имело место удушье, осада, плен, беспомощность субъекта в плане психологической фрустрации (изоляции, эмоциональной отверженности).Если говорить о суицидальности, то типичным является бескровный сценарий ( таблетки, удушение…)

    Биологически III матрица соответствует стадии продвижения по родовому каналу, когда схватки продолжаются, но шейка матки уже раскрыта и это позволяет продвигаться вперед, к выходу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. Но в перспективе прекращение мучений для матери и ребенка, что составляет их общий интерес.

    Ряд важнейших характеристик присущих БПМ III – ситуация уже не кажется безнадежной, и сам участник не беспомощен, он не жертва, он борется.

    По смыслу IV матрица связана с третей клинической стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижения по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты он сталкивается с ярким светом.

    Парадоксально, но находясь буквально на пороге освобождения, индивид ощущает приближение катастрофы, огромного размера. Если переживание продолжается, то переход от III к IV матрице влечет за собой чувство полного тотального уничтожения на всех уровнях : физическом, эмоциональном, этическом и транцендентальном, это может сопровождаться образами из прошлого – биологическим разрушением, эмоциональным разгромом, интеллектуальным нисповержением, крайнем моральным унижением (индивид чувствует себя ошибкой в жизни – смерть ЭГО, удар о космическое дно и за этим немедленно следует видение ослепительного белого или золотого света сверхестественной яркости и красоты.

    Физические проявления БПМ IV – удушье, мускульное напря-IV – удушье, мускульное напря- – удушье, мускульное напряжение, неожиданный вдох и релаксация, прекращение физического самочувствования.

    Относительно психосоматических заболеваний теория транс-персонального направления не претендует на роль абсолютной истины однако имеет правдоподобный характер и нуждается в дальнейшей разработке в медицинской практике. Стоит заметить, что все существующие на сегодняшний день психосоматические теории и модели, предлагая решение данной проблемы далеко не во всем устраивают и пожалуй задают еще больше вопросов сами, чем дают ответы на поставленные перед ними.

    Трансперсональная психология отнюдь не занимается исключительно медицинскими проблемами. Творческий застой, кризисы переходного возраста и целый ряд психологических проблем также могут быть решены с ее помощью.

    Что же касается проблемы «Летунов», к которой нельзя не вернуться, то пожалуй главным условием допуска к техникам может считаться наличие у клиента сформированного мировоззрения; и пожалуй это главное.

    Литература:

    1. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особих состояниях сознания. – М. 2003

    2. Волински С. От транса к просветлению. – М. 2002

    3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. – М. 2003

    4. Гроф С. Холотропное сознание. – М. 2000

    5. Козлов В.В. Свободное дыхание. Методические указания. – М. 2003

    6. Козлов В.В. Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. – М. 2005

    7. Майков В.В. Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции. – М. 2008

    8. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М. 2000

    Просмотров: 1962



Новости предприятия:

Мариупольский институт МАУП проводит набор студентов
29 Декабря, 2009

Мариупольский институт МАУП проводит в 2009 г. набор студентов на дневное, дистанционное и заочное...

Межрегиональная Академия управления персоналом отпраздновала своё двадцатилетие
29 Декабря, 2009

В эти дни Межрегиональная Академия управления персоналом – самое большое негосударственное высшее ...


Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Сделай правильный выбор!